По прошествии более двенадцати лет со времени распада в 1991 году Советского Союза местная экономика до сих пор так и не оправилась. Ничего не изменила и 'особая экономическая зона' Янтарь (создана в 1996 году) и связанная с ней надежда на выход на Запад. Стоит, примерно, половина когда-то работавших предприятий. Почти 80 процентов всех потребительских товаров завозится, за счет поставок извне покрываются почти все потребности в энергоносителях. В некоторых деревнях работу имеет только каждый пятый житель, угрожающе растет количество бездомных детей и сирот. Средняя заработная плата в Калининградской области составляет, по официальным данным, 4 450 рублей (120 евро) - чаще же всего зарплата намного меньше. Например, 67-летняя академик Кира Желядикова, отработав 35 лет своей жизни, получает пенсию 1 800 рублей (52 евро). Треть этой суммы надо отдать за однокомнатную квартиру на окраине города, за телефон и электроэнергию.
Со вступлением двух соседних государств - Польши и Литвы - в Европейский союз разница в благосостоянии между двумя прибалтийскими республиками и Калининградской областью увеличится. Тем, не менее, с ЕС связываются также и надежды: 'Союз откроет наш регион в политическом и экономическом плане', - считает Андрей Малашенко из администрации города. Конечно, область будет оставаться частью Российской Федерации, считает родившийся в Карелии в смешанной финно-русской семье Малашенко, явно дистанцируясь от всяких сепаратистских устремлений. Тем не менее, он с осторожностью говорит о возможности 'взвешенного самоуправления'. ЕС ведь может помочь, верит он, приобрести Калининградской области суверенитет в рамках Российской Федерации. 'Мы, калининградцы, - европейцы. Мы не входим в ЕС, но являемся частью Европы'.
В настоящее время в Калининградской области проживают 950 000 человек, в общей сложности - люди 97 национальностей. В 1944 году на территории всей Восточной Пруссии проживали 2,5 миллиона немцев, в Калининградской области, составляющей треть от той территории, - 5 700.
Несмотря на почти полное разрушение в конце второй мировой войны всего старого центра Кенигсберга, кое-где в городе можно обнаружить остатки немецкой культуры. Даже если этот архитектурный стиль и не является русским, он таковым стал, считает архитектор и патриот Калининграда Юрий Забуга. 'Я вырос посреди этих старых домов, они - часть моего детства и являются частью моей жизни'.
Если молодых людей спрашивают, где они живут, те отвечают: 'В Кениге' - выражение иронической дистанции как по отношению к соратнику Ленина Михаилу Калинину, именем которого назван город, так и к немецкому Кенигсбергу. Многие из них уже побывали в Литве и в Польше, а в российской метрополии - ни разу. В кафе и в барах идут европейские фильмы, подают итальянское эспрессо и американские коктейли.
Для того, чтобы как-то жить, надо работать на двух или трех работах, рассказывает Сергей Баланчук, бывший хирург. Сегодня он работает переводчиком и гидом. 'Российский парадокс: ни у кого нет денег, но все как-то живут'.
Компания 'Bayerischen Motorwerke' (BMW) собирает с 1999 года на территории порта автомашины для российского ранка. 'Мы производим лучшие автомобили и гордимся этим', - говорит инспектор Олег Бабушкин, дипломированный кораблестроитель, отвечающий на калининградском заводе за качество. Даже если речь идет о немецком товаре, на двигателе все равно стоит 'Made in Russia'. Такое же удовлетворение вызывает парк ветряных мельниц в Куликово. Они работают с лета 2002 года и вырабатывают 5,1 мегаватт электроэнергии.
А на Рыбачьем, на самой старой в мире орнитологической станции на Куршской косе, орнитологи пытаются разрабатывать концепцию организации туризма.