На смену повышению цен на нефть, произошедшему после оккупации Ирака, в скором времени может прийти незначительное снижение, как это всегда случалось на протяжении десятилетий. Однако, прогнозы, говорящие о том, что в скором времени начнет ощущаться дефицит добычи нефти, указывают, что эпоха дешевой нефти прошла.
Более того: через одно поколение человечество может оказаться в ситуации, когда традиционной нефти уже будет недостаточно для удовлетворения потребностей ненасытного мира, требующего с каждым годом все больше ископаемых источников энергии.
'Механизмы определения мировых цен на нефть остаются неизменными, в отличие от исторического соотношения спроса и предложения', - заметил в интервью IPS Виктор Полео (Victor Poleo), специалист по вопросам экономики нефтяной промышленности, профессор Венесуэльского Университета.
В 1990 году мировой спрос на нефть находился на уровне 66,2 миллиона баррелей (159 литров) ежедневно, в то время как в 2003 году этот показатель достиг отметки 79,7 миллиона баррелей. Среднегодовой прирост потребности в нефти в размере 900000 баррелей ежедневно привел к тому, что спрос на черное золото вырос на 13,5 миллионов ежедневных баррелей менее, чем за 15 лет. Лишь в 2003 году наблюдался ежедневный рост спроса на нефть в размере 1,4 миллиона баррелей.
Одной из причин роста указанного показателя оказалась повышающаяся потребность Китая в нефти: в прошлом году эта цифра достигла 6,4 миллионов баррелей ежедневно (в 1990 году указанный показатель равнялся 2,4 миллиона баррелей). В бывшем Советском Союзе наблюдается, в свою очередь, обратный процесс: если в 1990 году потребность этого государства в нефти составляла 8,4 миллиона баррелей ежедневно, то теперь она с трудом дотягивает до 3,2 миллиона баррелей.
'Если бы в России и странах из ее окружения наблюдался непрерывный рост потребности в нефти, сегодня человечество потребляло бы 85 миллионов баррелей ежедневно, и цены на нефть были бы еще выше', - отмечает Полео.
По мнению этого эксперта, 'это время ОПЕК, а, особенно, ее основного производителя - Саудовской Аравии, добыча нефти в которой колеблется между 8 и 12 миллионами баррелей ежедневно'.
Проверенные мировые запасы нефти составляют немногим более одного триллиона баррелей, и четвертая часть их находится на территории Саудовской Аравии. Во всем регионе Персидского залива хранятся 65% всех мировых запасов нефти.
Тем не менее, скандал, разразившийся вокруг транснационального нефтяного концерна Shell в прошедшие несколько недель поставил под сомнение достоверность подобных расчетов.
Этому англо-голландскому нефтяному гиганту пришлось неоднократно производить переоценку находящихся под его контролем месторождений - иными словами, Shell пришлось снизить предварительную оценку своих запасов почти на 4000 миллиона баррелей (в основном это коснулось нефтяных месторождений в эмирате Оман).
На основании подобных изменений оценки Shell опытный британский геолог Колин Кэмпбелл (Colin Campbell) из Association For The Study of Peak Oil & Gas заявляет, что нефтяные запасы стран Персидского залива меньше, чем предполагалось ранее.
Таким образом, запасы королевства Саудовская Аравия составят 210000 миллионов баррелей, вместо предполагаемых 261000 миллиона, которые саудовская государственная компания Aramco собиралась добывать в течение 50 лет с объемом ежедневной добычи на уровне 15 миллионов баррелей.
Запасы Ирака, нефтяная промышленность которого серьезно пострадала от вторжения на территорию страны в марте прошлого года американской армии и последующей оккупации, таким образом оцениваются в 90000 миллионов баррелей, вместо 112000 миллионов.
По новым оценкам запасы Кувейта буду составлять 55000 миллионов баррелей, вместо прежних 90000 миллионов, а запасы ОАЭ - 60000 миллионов, вместо 98000 миллионов.
'Возможно, арабские производители нефти польстили себе, когда в 60-70-ых годах прошлого века они, словно по приказу, дали завышенную оценку имеющимся на их территории месторождениям', - сказал в интервью IPS Франсиско Миэрес (Francisco Mieres), специалист по экономике нефтяной промышленности и бывший посол Венесуэлы в Москве.
Альберто Кирос (Alberto Quiros) бывший глава венесуэльского подразделения группы Shell сообщил, что согласно одному исследованию, происходит быстрое снижение запасов нефти в крупных нефтяных месторождениях Садовской Аравии, таких как Гавар (уровень добычи - 5 миллионов долларов ежедневно), Абкаик и Берри - все расположены в центрально-восточных регионах страны, вблизи побережья Персидского залива.
Подобное снижение запасов ставит саудовскую монархию перед серьезной проблемой - проводить или нет, для поддержания своего потенциала,
разработку старых месторождений, на которую потребуются еще большие затраты.
Однако, по словам Кироса, эти разработки в Саудовской Аравии потребуют существенных инвестиций, и, вполне возможно, Эр-Рияд не захочет делать их настолько быстро, насколько желали бы Соединенные Штаты, причиной чему могут служить непростые отношения между Вашингтоном и монархией, сложившиеся из-за конфликтной ситуации на Ближнем Востоке.
По мнению Полео, проблема заключается в том, что Соединенные Штаты 'являются последней жертвой своих энергетических метастазов. У них нет ни нефти, ни газа для поддержания своих темпов развития. Заселенные всего лишь 7% населения планеты, Соединенные Штаты ежегодно потребляют 25% нефти и газа, производимых по всей земле'.
Согласно расчетам, проведенным в середине прошедшего десятилетия, ожидалось, что потребности США в топливе будут сохраняться на одном и том же уровне - 7,2 миллионов баррелей в день. 'Однако, этого не произошло. 'Бензиновый аппетит' Соединенных Штатов достиг в 2003 году отметки в 9 миллионов баррелей ежедневно - это каждый второй литр бензина, сжигаемый в мире'.
Потребность в нефти и других видах топлива будет лишь постоянно расти. В настоящий момент Соединенные Штаты импортируют шесть из семи баррелей нефти и два из десяти метров кубических природного газа, потребляемого в стране. Согласно проведенному по заказу американского правительства исследованию, к 2020 году эти показатели возрастут до восьми из десяти баррелей нефти и четырех из десяти кубических метров газа.
По оценкам МАГАТЭ, к 2030 году производство нефти достигнет своего предела в 100 миллионов баррелей ежедневно, однако, мировая потребность в этом виде топлива будет находиться уже на уровне 120 миллионов. 'Образовавшуюся брешь придется заполнять за счет нетрадиционной нефти, а затем и угля', - говорит Кирос.
Нетрадиционная нефть состоит из тяжелой нефти-сырца и нефти битуминозных песчаников, вроде тех, что в большом количестве присутствуют в районе Атабаски (центрально-западная область Канады) и в зоне реки Ориноко, на юго-востоке Венесуэлы. Таким образом, к своим 78000 миллионам баррелей доказанных месторождений эта страна может прибавить 270000 миллионов баррелей предполагаемых месторождений.
Спрос на нефть - а вместе с нею и цены - вырос, как по причине расцвета такого нового рынка как Китай и регионы Восточной Азии, так и из-за отсутствия надежды на рост мирового производства этого топлива. Запасы Мексики, Канады и Гвинеи оказались незначительными, а разработки нефтяных месторождений в северных морях (Норвегия и Великобритания) пошли на убыль.
Остаются крупные месторождения на Кавказе и в Сибири: на территории России находится треть мировых запасов природного газа и 60000 миллионов баррелей нефти. 'Однако добыча природного топлива в районе Кавказа вынуждает проводить строительство нефте- и газопроводов, которые должны пройти значительное расстояние через зоны конфликтов, что повышает затраты и риск', - предупреждает Миэрес.
При поставке природного топлива в Китай необходимо учитывать, что нефтепровод должен будет пройти через северо-западную провинцию Синьцзян, население которой - уйгуры - исповедуют ислам и находятся в постоянном противоборстве с центральным правительством.
В северных регионах России - в Мурманской области и в Восточной Сибири - находятся богатые месторождения, однако, добыча нефти из них для последующей отправки в Европу или Соединенные Штаты должна вестись в крайне сложных климатических условиях, что вновь приводит к росту затрат на разработку.
Майкл Клер (Michael Klare) из Гемпшир-колледжа (Массачусетс) предупреждает, что 'с каждым разом будет ощущаться все большая потребность в нефти, с каждым разом будет регистрироваться все больший дефицит'.
Полео полагает, что растущая потребность в нефти и газе отразится на странах Южной Америки, потому как Андский хребет, идущий от Тринидад и Тобаго до Боливии, содержит месторождения газа, традиционной и тяжелой нефти и занимает третье место в мире по запасам природных видов топлива после Персидского залива и Кавказа.
Кэмпбелл предупреждает, что 'осталось только несколько ненайденных крупных месторождений. 90% уже были открыты', а, учитывая, что ежегодный рост потребности в нефти составляет 2%, можно сказать, что донышко бутылки покажется уже в 2010 году, а цены по-прежнему будут расти.
На вопрос, что, в данном случае, означают 'высокие цены', Полео ответил: 'Три десятилетия назад баррель стоил чуть дешевле 2 долларов, учитывая нынешнюю дефляцию - те же самые 30 долларов'.
По утверждению источников в ОПЕК, эта организация поддерживает стоимость на уровне выше традиционных 22-28 долларов за баррель, но находится при этом под огромным давлением со стороны Соединенных Штатов, требующих более выгодных для американской экономики цен на нефть.
В состав ОПЕК входят Саудовская Аравия, Алжир, ОАЭ, Индонезия, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, Катар и Венесуэла. Багдад был исключен из системы устанавливаемых ОПЕК квот и лишен возможности принятия решений о сокращении или увеличении производства.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что, несмотря на всевозможные взлеты и падения, эпоха дешевой нефти, которая по выражению американского президента Рональда Рейгана (Ronald Reagan) 'поставила ОПЕК на колени', подошла к своему концу.