'Сегодняшний диалог между Европейским Союзом и Россией проходит в не обычном для наших отношений формате'. Об этом заявил президент страны Владимир Путин во время недавних переговоров с делегацией ЕС, которая во главе с председателем Еврокомиссии Романо Проди посетила Москву.
Вполне возможно, что, высказывая свою точку зрения, Путин пытался дать понять, что вступление бывших советских республик и бывших стран соцлагеря в ЕС и НАТО приведет к созданию ситуации, вызывающей крайнее беспокойство Москвы.
В первую очередь это касается вопросов, связанных с европейской безопасностью, потому как страны бывшего соцлагеря не соблюдали договоров о контроле над традиционными видами вооружения. Тем не менее, обещание этих стран соблюдать упомянутые соглашения, присоединившись к ним в будущем, несколько успокоило российский генералитет и лишило аргументов тех, кто в России по-прежнему жил в обстановке 'холодной войны' и хотел перейти к 'горячему миру'.
Впрочем, все указывает на то, что России и Европейскому Союзу удалось, по меньшей мере, сократить количество острых моментов. Именно об этом говорил новый премьер-министр России Михаил Фрадков по окончанию встречи с представителями ЕС. Глава российского правительства назвал диалог интересным и заявил, что, по его мнению, стороны сумели достигнуть договоренности по некоторым проблемам, которые, вне всякого сомнения, будут решены в ближайшем будущем. Точно также он отметил, что Россия с оптимизмом смотрит на будущее своих отношений с Европой.
Какие вопросы, в таком случае, остаются нерешенными? Ответ мы можем получить, рассмотрев позицию самого Романо Проди, поставившего перед Россией три основные задачи:
1) Подписание Россией Киотского протокола, разумеется, без ущерба для страны. Проди полагает, что этот вопрос может быть окончательно решен к 2005 году.
2) Поддержка ЕС России по вопросу вступления во Всемирную Торговую организацию (ВТО). Была достигнута договоренность ускорить проведение двусторонних переговоров между ЕС и Россией, намеченной на май этого года.
3) Соглашение России с возможностью присутствия на рынке страны европейский газовых компаний, в ответ на которое Европа может разрешить российским компаниям работать на европейском рынке электроснабжения. В то же время президент Путин предложил расширить рамки договора и включить в него вопросы, затрагивающие экономическую, культурную и научную стороны жизнь, а также проблему соблюдения безопасности.
Россия очень обеспокоена проблемой своей безопасности в ситуации, которая сложится после расширения ЕС. Для российского анклава Калининграда предполагается ввести специальный режим транзитных виз для перемещения российских граждан и товаров через Литву, ставшую недавно членом НАТО и готовящуюся вступить в ЕС, и Балтийское море через территориальные воды других прибалтийских государств.
В этом отношении Москва сумела заручиться поддержкой Италии. В ходе своего недавнего визита в Москву премьер-министр Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi) предложил ввести для россиян специальный визовый режим, который первоначально будет распространяться на предпринимателей, студентов, ученых и деятелей культуры. ЕС не видит проблем в возможности выдачи туристических виз российским туристам; для рассмотрения этой проблемы была создана специальная комиссия.
Кроме того, еще одной проблемой для российской стороны являлось требование Европы принять действующие на ее территории тарифы на электричество, газ и нефть, как одно из условий для их экспорта на рынок европейских стран. Это настоящая проблема, потому как российскую экономику нельзя считать рыночной экономикой западного образца, оплата труда рабочих по-прежнему невысока, что компенсируется оставшимися от прежней эпохи дотациями, которые будет крайне сложно отменить, не вызвав в стране экономического хаоса и серьезных социальных потрясений.
Кроме того, ЕС требует от России либерализации рынка страхования, банковского сектора и телекоммуникаций, снижения таможенных пошлин на ввоз импортируемых автомобилей и авиатехники.
Оставив в стороне упомянутые вопросы и проблемы, стоит отметить, что Россия и ЕС должны уделять внимание и таким темам, как борьба с торговлей наркотиками и международным терроризмом. Российская сторона полагает, что европейцы используют двоякий подход при рассмотрении некоторых проблем. Президент Путин еще прежде упрекал Европу в непоследовательности, потому как она требует от России вступить в переговоры с чеченскими сепаратистами, но в то же самое время отказывается от диалога, якобы предложенного Усамой бен Ладеном (Osama bin Laden).
Кроме того России не нравится, что некоторые страны и европейские организации предоставляют политическое убежище представителям чеченских террористов и выступают с предложениями осудить позицию Москвы, с которыми обращаются даже в ООН. И потому крайне необходимо достижение сближения и возможности ведения диалога между Россией и различными западными организациями и формированиями, включая НАТО и ЕС. Это понимают обе стороны, запланировавшие на ближайшее время немало встреч, в надежде, что переговоры станут шагом к пониманию.