У польского консульства в украинском Львове собрались примерно два десятка демонстрантов. 'Покончить с новой Берлинской стеной', написано на одном из транспарантов. 'Мы против создания новых разделительных линий между Польшей и Украиной', - жалуется пенсионерка Леся Молчановская, бывший детский врач. У нее есть родственники в Варшаве.
Польша под давлением ЕС ввела осенью 2003 года визовый режим для украинцев и, таким образом, снова, спустя десять лет, ограничила для соседей свободу передвижения. Виза, конечно, выдается бесплатно, но усилий для ее получения требуется немало: надо выстоять длинную очередь в польском консульстве во Львове. Тот, кто не хочет стоять в очереди целый день, должен заплатить мафии, шепчутся люди.
Основополагающие свободы выходят за рамки ЕС
Страх перед изоляцией распространяется от Калининграда - на севере, до Молдавии - на юге. Новая граница ЕС закрыта. Виза необходима для неграждан ЕС. Например, восточная граница Польши была превращена на деньги ЕС в надежный защитный вал с десятками новых наблюдательных вышек. Тысячи польских таможенников переброшены с границы на Одере на восток. 'У нас нет выбора: или служба на новом месте или увольнение', - говорит молодой таможенник Павел, вынужденный теперь охотиться за украинскими контрабандистами.
В Брюсселе страхи людей по ту сторону новой границы ЕС считают 'необоснованными'. Год назад ЕС представил концепцию 'большой Европы', выступающую против новых разделительных линий на континенте. Брюссель, в частности, не собирается отказываться от визового режима, однако он не против того, чтобы 'по возможности' облегчить его. ЕС с тем, чтобы не возникла пропасть в благосостоянии, планирует оказать соседям финансовую помощь в проведении реформ. Брюссель стремится к 'созданию единого экономического европейского пространства', которое включает также государства, остающиеся у ворот ЕС, говорится в концепции. Тем самым, стало бы возможным постепенное распространение по другую сторону ЕС четырех основополагающих свобод: свободы передвижения людей, товаров, услуг и капитала.
Турция наталкивается на сопротивление
Однако формулировки, содержащиеся в концепции, остаются расплывчатыми. Даже для новичков ЕС свобода в выборе места на рынке труда будет введена только в период от двух до семи лет. Идея более крупной Европы терпит крах при попытке дать новым соседям ясную перспективу относительно вступления в ЕС, жалуются правительства в Киеве и в Тиране. Стремятся вступить в ЕС все европейские страны, за исключением России и Белоруссии, то есть: Украина, Молдавия, Македония, Босния-Герцоговина, Албания, Сербия-Черногория и Хорватия. Брюссель не отказывает им в праве на вступление, но намерен перед новым этапом расширения поставить 'принципиально' на обсуждение вопрос о границах Европы.
Вопрос, оказывается ли в этих границах Турция, уже обсуждается. ЕС присвоил стране статус кандидата на прием в 1999 году, обещал ей полное членство еще 40 лет назад, но переговоры по этому вопросу не велись. При президенте Эрдогане (Erdogan) Турция добилась, что касается прав человека и свободы печати, 'заметного прогресса', высказывал похвалу президент Еврокомиссии Романо Проди (Romano Prodi) во время своего визита в январе. Быстро продвигаются и экономические реформы. Тем не менее, многие европейские политики против вступления Турции в ЕС. В Германии это, прежде всего оппозиционные партии ХДС и ХСС.
Россия ждет ущерба для своего экспорта
Ясно, что Румыния и Болгария в Союз вступят. В Бухаресте, однако, жалуются на то, что переговоры после саммита по вопросу расширения, состоявшегося в конце 2002 года в Копенгагене, почти остановлены. Брюссель называет в качестве официальной даты вступления 2007 год. 'Мы, думаем, что это будет, скорее, 2008 год', - выдает тайну высокопоставленный чиновник ЕС.
ЕС в ходе расширения приближается к границам России. Москва в принципе протестует не против вступления в ЕС своих соседей. Но она требует облегчения правил торговли и финансовую компенсацию за возможные убытки по линии экспорта.
В опасности дешевая рабочая сила
В Варшаве к перемещению границ ЕС относятся с двояким чувством. Польша после краха коммунизма наладила особенно интенсивные контакты с соседями, прежде всего, с Украиной. Она выступала в роли региональной силы. На другой стороне границы украинский публицист Николай Рябчук говорит так: 'Мы имели от обмена с Польшей громадную выгоду в политическом и культурном плане, - теперь это может быть поставлено на карту. - Польша стала для Украины воротами на Запад'.
Польские общины вдоль украинской границы тоже опасаются негативных последствий введения нового визового режима. Дело в том, что приграничный регион жил до сих пор торговлей и контрабандой дешевых украинских сигарет и водки. Украинская рабочая сила, прежде всего, в сельском хозяйстве и в строительстве, обеспечивала выживание многим польским предприятиям. 'Ни один поляк не станет работать за те деньги, которые я платил своим украинским рабочим', - говорит Кжыштоф Янаш (Krzystof Janas), который нанимает украинцев на период уборки урожая. В то время, как польские уборщицы работают на Западе, 100 000 их украинских коллег трудятся в качестве домашней прислуги в Польше. Со вступлением Польши в ЕС возрастает риск ареста и депортации.
Контроль становится легче
В тоталитарной Белоруссии оппозиция опасается, что новые границы могут стать препятствием для политического обмена. Дело в том, что визовый режим касается также соседей, которые прибывают в страну, - и это облегчает властям осуществление контроля. 'Наши консульства теперь могут отказывать во въезде критически настроенным польским журналистам, литераторам, профсоюзным деятелям или политикам, - говорит Винцук Вячорка (Vynzuk Viatschorka), лидер Белорусского народного фронта. Этот обмен опытом очень важен для молодого демократического движения.
'Граница всегда означает ограничение личных контактов, - говорит Кжыштоф Чижевский (Krzysztof Czyzewski), основатель Приграничного фонда поддержки белорусско-польского культурного обмена. - Но ЕС не может быть сторонником бедности, изоляции и безысходности'.