Главным источником экспортных доходов 'Газпрома' является - и останется - Европа. Однако российская государственная газовая компания-монополист стремится расширить горизонты свой деятельности и намерена играть центральную роль поставках природного газа в этот регион.
Как утверждают представители 'Газпрома', продажа природного газа на российском рынке - в 2003 г. объем его поставок внутри страны составил 289,1 млрд. кубометров (куб.м.) - в этом году начнет приносить прибыль, а в краткосрочной и среднесрочной перспективе его привлекательность будет только расти в связи с повышением регулируемых цен на газ. Однако продажа газа за пределами России, несмотря на высокую стоимость его транспортировки из Западной Сибири в Европу, по-прежнему является куда более доходным бизнесом.
'Газпром' планирует расширить свой экспорт, в настоящее время ориентированный в основном на Европу, до всемирного масштаба, поставляя газ из Восточной Сибири в Азиатско-тихоокеанский регион, а сжиженный природный газ (СПГ) - в США. Одновременно компания возвращается на рынки стран бывшего СССР, ранее оставленные на откуп независимым поставщикам.
В 2003 г. газовый экспорт России достиг рекордного объема в 140 млрд. куб.м., на 8% превысив уровень 2002 г., когда зарубежные поставки составляли 132,9 млрд. куб.м. Экспортные доходы также достигли рекордного уровня - 16,5 миллиардов долларов - в результате чего чистая прибыль 'Газпрома' превысила 7 миллиардов долларов.
Благодаря сохранению высоких мировых цен на нефть, доходы от газового экспорта в этом году, скорее всего, достигнут новых высот. По прогнозам компании, в 2004 г. сумма ее экспорта возрастет до 17,76 миллиардов долларов.
Основные направления экспорта
'Газпром' экспортирует газ в 9 стран Западной Европы (в эту категорию включена и Турция) и 11 восточноевропейских стран. В 2003 г. он поставил в Западную Европу 89,3 млрд. куб. м. газа, а в Восточную --43,3 млрд. куб. м. Еще 42,6 млрд. куб. м. 'Газпром' экспортировал в страны Содружества независимых государств и Прибалтику - эта цифра на 300 млн. куб. м. превысила показатель 2002 г.
В обозримом будущем Европа останется крупнейшим экспортным рынком для российского газа. 'Газпром' обеспечивает примерно 20% потребляемого в Европе газа и хотел бы увеличить эту долю до 35%. Только уже подписанные контракты позволяют к 2010 г. повысить экспорт в регион до 180 млрд. куб. м.
Однако, чтобы это произошло, 'Газпрому' необходимо вкладывать капиталы в модернизацию, а возможно и расширение сети экспортных газопроводов. Кроме того, в рамках планов по укреплению своих позиций на европейских рынках, 'Газпром' стремится приобретать пакты акций местных фирм по производству и транспортировке газа.
Экспортная трубопроводная сеть 'Газпрома' обслуживает страны Центральной и Западной Европы, Турцию и балканский регион. Через газопроводы, проходящие по территории Украины, уже осуществляется около 80% его поставок, а их пропускная способность составляет 130-140 млрд. куб. м. в год. Относительно новая линия 'Ямал-Европа', проходящая через Беларусь и Польшу, имеет пропускную способность на уровне 35 млрд. куб. м. в год. Проложенная по дну Черного моря система 'Голубой поток', соединяющая юг России с Турцией, еще далека от проектной мощности, составляющей 16 млрд. куб. м. в год. Однако, как ожидается, в конечном итоге эта система обеспечит поставку значительных объемов газа не только в Турцию, но и в страны Южной Европы и Балканского региона.
Дорогостоящее и технически сложное строительство 395-километрового отрезка 'Голубого потока', проходящего по морскому дну, 'Газпром' осуществил в 2002 г. совместно с итальянской компанией 'Eni'.
Первый год эксплуатации системы был омрачен острыми разногласиями с Турцией, которая переоценила свои потребности в природном газе и пыталась добиться снижения цен, уже согласованных с 'Газпромом' в рамках контрактов, заключенных на условиях полной оплаты при отказе от поставок.
Однако в целом 'Голубой поток' можно рассматривать как важный этап воплощения экспортной стратегии 'Газпрома'. Проект поставил новый рекорд - на такой глубине трубопроводы на морском дне еще никто не прокладывал. 'Газпром' открыл новый маршрут поставок на самый динамичный из своих зарубежных рынков - турецкий: ранее доступ к нему был возможен только через трубопроводы, проходящие по румынской и болгарской территории. Кроме того, 'Голубой поток' стал важной победой России - она пришла на турецкий рынок задолго до того, как осуществляемые с западной помощью проекты газопроводов для каспийских энергоносителей достигли стадии строительства.
Преимущества 'Голубого потока'
С точки зрения 'Газпрома' главное преимущество 'Голубого потока' заключается в том, что он не связан с транзитом через территорию других стран. В настоящее время фирма рассматривает еще один амбициозный план строительства подводного газопровода, позволяющий поставлять российский газ в Западную Европу, минуя территорию иностранных государств. Окончательное решение об инвестициях в этот проект стоимостью в 6 миллиардов долларов по прокладке североевропейского трубопровода по дну Балтийского моря, должно быть принято до конца 2004 г. Проект, уже получивший одобрение со стороны Европейского союза, предусматривает строительство новой 'нитки' на территории России, соединяющей Грязовец с Выборгом на побережье Финского залива, а также 1189-километрового подводного отрезка, ведущего в Германию, откуда российский газ будет поступать в европейскую распределительную систему.
Для строительства морского отрезка трубопровода 'Газпром' планирует создать консорциум с участием иностранных нефтяных и газовых компаний, а также, возможно, банков и компаний-потребителей. Ввод системы в строй намечен на 2007 г., а выход на максимальную мощность - на 2009 г. Пропускная способность газопровода составит от 19 до 30 млрд. куб. м. в год, в зависимости от того, захочет ли Великобритания также получать по нему газ. В 2005 г. добыча британцами газа в Северном море начнет падать, и по прогнозам 'Газпрома', к 2010 г. потребность страны в импорте этого топлива должна составить 40 млрд. куб. м.
Однако есть сомнения, сумеет ли 'Газпром' так быстро найти покупателей для дополнительных 20 млрд. куб. м. ''Газпром изо всех сил рвется на британский рынок. Но это же можно сказать и обо всех остальных', отмечает Джонатан Стерн (Jonathan Stern), руководитель научной программы в области газовой промышленности оксфордского Института энергетических исследований.
Либерализация газового сектора в Европе означает, что 'Газпрому' придется конкурировать с уже действующими структурами, замечает Стерн. По его мнению, вместо инвестирования огромных средств в строительство новых мощностей, 'Газпрому' следовало бы сосредоточиться на быстром увеличении объема продаж с использованием уже имеющейся сети для транспортировки газа в Европу. Газопровод из Ямала через Беларусь загружен не полностью, а проекты по ликвидации 'заторов' на других 'нитках' позволят увеличить их пропускную способность. Кроме того, следует вкладывать средства в модернизацию устаревшей транзитной сети на Украине.
Недавно 'Газпром' и 'Нефтегаз Украины' создали на паритетных началах совместное предприятие по управлению украинской транспортной сетью. Приоритетной задачей нового образования будет расширение существующего трубопровода, связывающего Новопсков на востоке Украины с Ужгородом в самой западной точке страны. Кроме того, предусматривается строительство новой линии 'Богородчаны-Ужгород'. Разработка детальных планов строительства должна быть закончена к концу августа. Пока неясно, осуществятся ли первоначальные планы по привлечению европейских компаний к участию в совместном предприятии.
Существует риск, что огромные экспортные доходы 'Газпрома' в последние годы могут побудить компанию заняться строительством новых экспортных трубопроводов, не обеспечив предварительно своих позиций на потенциальных рынках. Однако расширение инфраструктуры может и не понадобиться. Как полагает Стивен Дашевский (Steven Dashevsky) аналитик московской компании 'Aton', специализирующийся на нефтегазовом секторе, имеющихся у компании транспортных мощностей, позволяющих поставлять в Европу более 175 млрд. куб. м. газа в год, должно хватить для обеспечения экспорта российского газа в краткосрочной, а то и в среднесрочной перспективе. На европейских газовых рынках идет интенсивная конкуренция, и регион стремится к диверсификации источников снабжения, указывает он. Это может привести к ограничению возможностей России по увеличению своей доли поставок в Европу.
Если же говорить о долгосрочной перспективе и более широком масштабе, 'Газпром', по словам Дашевского, возможно, пожелает увеличить свои экспортные мощности для того, чтобы взять на себя будущие транзитные потоки каспийского газа. Через некоторое время на казахских месторождениях Карачаганак и Кашаган начнется масштабная добыча газа. Значительным потенциалом в этой области обладает и Туркменистан. Пока 'Газпром' не желает открывать конкурентам доступ к своим экспортным линиям. Но в конечном итоге наилучшим способом предотвратить осуществление поддерживаемых США проектов строительства трубопроводов в обход России может стать сотрудничество в обеспечении транспортировки среднеазиатского газа в Европу.
Российский Дальний Восток
'Газпром' стремится к расширению своей внешнеторговой деятельности и за пределами Европы, намереваясь проникнуть на новые рынки, как на Западе, так и на Востоке. В ближайшие двадцать лет новым крупным нефтегазовым плацдармом должны стать Восточная Сибирь и российский Дальний Восток - правительство поручило 'Газпрому' координацию всех проектов, связанных с экспортом газа в этом регионе. В качестве будущих рынков 'Газпром' наметил Китай, Южную Корею и Японию.
Чтобы 'застолбить' свою территорию в этом новом, крайне отдаленном регионе, 'Газпром' стремится обеспечить себе участие в осуществлении крупных проектов в этой зоне. В конце 2003 г. вместе с государственными компаниями 'Роснефть' и 'Сургутнефтегаз' он образовал Восточносибирский консорциум для выхода на рынки Восточной Азии. Эта группа скорее всего примет участие в тендере на разработку месторождения Чандинское, расположенного в юго-западной части республики Саха - одного из самых холодных и отдаленных регионов Восточной Сибири.
По оценкам, запасы газа, которыми обладает Чандинское месторождение, составляют 1,24 триллиона куб. м.; разрабатываться оно скорее всего будет совместно с соседним нефтяным месторождением Талакан ('Сургутнефтегаз' уже получил на это соответствующую лицензию). Восточносибирский консорциум подчеркивает необходимость сооружения инфраструктуры в этом регионе, особенно нефте- и газопроводов, которые, по его словам, должны прокладываться бок о бок, чтобы снизить расходы.
Кроме того, 'Газпром' заинтересован в том, чтобы получить долю в проекте компании 'Rusiya Petroleum' по разработке месторождения Ковыкта в Иркутской области (запасы газа там составляют около 2 триллионов куб. м.) с последующим экспортом добываемого газа в Китай и Южную Корею по трубопроводу. 'Rusiya Petroleum', где контрольный пакет акций принадлежит 'TNK-BP', настаивает, что 'Газпром' может участвовать в проекте по разработке Ковыкты только на коммерческой основе. 'Газпром' подверг резкой критике результаты международного исследования о целесообразности проекта, проведенного в прошлом году 'Rusiya Petroleum', южнокорейской компанией 'Kogas' и китайским государственным концерном CNPC. Разработанные в рамках исследования планы по экспорту большей части ковыктинского газа неверны, утверждают представители 'Газпрома': по их мнению газ, добываемый на этом месторождении, следует реализовывать прежде всего на внутреннем рынке.
Однако, по словам Стерна, поставки газа на местные рынки - 'убыточный рецепт', хотя он и признает, что 'без участия 'Газпрома' Ковыктинский проект не сдвинется с места'.
'Газпром' не является партнером ни одного из иностранных консорциумов, добывающих, или намеренных добывать нефть и газ из морских месторождений у побережья острова Сахалин на российском Дальнем Востоке. Компания ведет переговоры с 'Shell' о возможном присоединении к 'Sakhalin Energy Group', которая в прошлом году начала строительство первого в России завода по сжижению газа.
Опыт 'Sakhalin Energy', однако, должен послужить предостережением относительно трудностей, связанных с реализацией СПГ в Азиатско-тихоокеанском регионе, отмечает Стерн. Пока группе удалось заключить экспортные контракты всего на 3,1 млн. тонн в год (т/г) из 9,6 млн. т/г, предусмотренных проектными мощностями завода. Кроме того, расходы на осуществление проекта вероятнее всего окажутся выше запланированной суммы в 10 млрд. долл.
США
'Sakhalin Energy' надеется найти покупателей для своего СПГ на Западном побережье США. 'Газпром', со своей стороны, намеревается проникнуть на американский рынок СПГ с Восточного побережья, поставляя газ из морских месторождений у арктического побережья европейской части России или из Западной Сибири. С американскими фирмами, в том числе 'ConocoPhillips', ведутся переговоры о возможности совместного предприятия по производству и сбыту СПГ. 'Газпром' надеется, что консорциум будет образован уже к концу этого года.
Страны бывшего СССР
В 1990х гг., еще до того, как главой 'Газпрома' стал Алексей Миллер, компания уступила независимым поставщикам некоторые из своих рынков в так называемом 'ближнем зарубежье' - этим понятием обозначаются страны, ранее входившие в состав СССР. Крупнейшей из этих независимых компаний является 'Итера' - ей удалось развернуть масштабную торговлю газом, добываемым из собственных месторождений, или импортируемым из Туркменистана.
Мелкие акционеры 'Газпрома' подвергали 'Итеру' резкой критике за использование дружественных отношений с газовым монополистом для получения - по дешевке - доступа к газовому бизнесу, в принципе закрытому для посторонних. Однако деятельность 'Итеры' принесла и определенную пользу, в особенности с точки зрения укрепления рыночной дисциплины в государствах, печально знаменитых неплатежами - в основном благодаря умелой организации бартерных сделок.
В последние годы, к нескрываемой радости западных инвесторов, 'Газпром' начал отвоевывать обратно 'свои' территории, попавшие под контроль 'Итеры'. Независимая компания вытеснена с нескольких рынков в Прибалтике и на Кавказе, хотя в некоторых случаях тамошние клиенты неплатежеспособны и приносят поставщикам одни заботы.
Общая стратегия 'Газпрома' в ближнем зарубежье связана с заключением долгосрочных соглашений о сотрудничестве с отдельными республиками еще до начала переговоров о конкретных поставках или контрактах на освоение месторождений. Подобные пакты, как правило, обеспечивают компании участие в проектах по разведке и эксплуатации месторождений, осуществляемых в данной стране, а также возможность продавать и покупать газ на местных рынках. Главным элементом этой стратегической головоломки являются трубопроводы, и 'Газпром', где только может, старается получить какую-то долю в местных транспортных сетях, особенно тех, через которые проходит транзит газа.
Пакты о сотрудничестве
За последние два года 'Газпром' заключил пакты о сотрудничестве с Грузией, Арменией и Азербайджаном; он все больше вытесняет 'Итеру' в качестве поставщика газа на Кавказ. В Армении, которую связывают с Россией более дружеские отношения по сравнению с другими республиками Закавказья, 'Газпром', вместе с правительством этой страны и 'Итерой' образовал совместное предприятие 'Армросгазпром'. Газ в Армению поступает через транзитные 'нитки', проходящие через Грузию; на территории последней 'Газпром' начал торговые операции в 2003 г.
В прошлом году Азербайджан взял на себя обязательство об увеличении закупок у 'Газпрома' до 4,5 млрд. куб. м. в год в течение ближайших пяти лет.
Начало добычи на газовом месторождении Шах Дениз емкостью 0,625 триллионов куб. м., освоением которого занимается 'BP', приведет к возникновению ограниченной конкуренции на газовых рынках Азербайджана и Грузии, по территории которых пройдет крупная экспортная магистраль, связывающая Баку с турецким городом Эрзерумом. На первоначальных стадиях осуществления проекта группа фирм во главе с 'BP', осуществляющая разработку месторождения, обязалась ежегодно поставлять в Турцию 6,3 млрд. куб. м. газа, добываемого в Шах Дениз, в Азербайджан - до 1,5 млрд. куб. м., и в Грузию - 0,8 млрд. куб. м. в год.
В рамках общего 'наступления' на Кавказе 'Газпром' подписал и первое соглашение о сотрудничестве в газовой сфере с российской Чеченской республикой. Потребление газа в Чечне невелико, и мало кто из клиентов в состоянии расплатиться за поставки. Однако эта республика имеет важное значение в качестве транзитного маршрута для газа, идущего в Дагестан, Азербайджан и Ставропольский край на юге России. В 2004 г. 'Газпром' планирует поставить в Чечню 1,63 млрд. куб. м. газа, а еще 13,2 млрд. куб. м. направить через республику транзитом.
Средняя Азия
Если Кавказ для 'Газпрома' - прежде всего рынок сбыта, то Средняя Азия является потенциальным источником поставок. Транспортировка газа из Туркменистана, Узбекистана и Казахстана может осуществляться быстрее и дешевле, чем из собственных, пока не освоенных месторождений 'Газпрома' в море у северного побережья России или в арктических районах Сибири.
Туркменистан обладает крупнейшими в Средней Азии запасами газа. В прошлом году 'Газпром' подписал контракт на закупку 5-6 млрд. куб. м. туркменского газа в 2004 г.; в 2006 г. этот объем планируется увеличить до 10 млрд. куб. м. Оплата будет частично производиться деньгами, а частично - оборудованием для разработки газовых месторождений. С 2007 г. ежегодные закупки туркменского газа 'Газпромом' должны резко повыситься, достигнув к 2009 г. 70-80 млрд. куб. м. Сам Туркменистан добывает около 55 млрд. куб. м. в год, но в состоянии довольно быстро увеличить производство. Если объем добычи окажется недостаточным для выполнения обязательств по контракту с 'Газпромом', Туркменистан, возможно, не станет продлевать соглашение с Украиной о поставке 36 млрд. куб. м. газа в год, срок действия которого истекает в 2006 г.
В 2002 г. 'Газпром' подписал соглашение о сотрудничестве в газовом секторе с Узбекистаном, предусматривающее импортные поставки из этой республики в 2003-2012 гг. В Казахстане российские закупки газа объемом примерно в 5 млрд. куб. м. в год осуществляются через совместное предприятие 'Казросгаз', созданное 'Газпромом' и казахской фирмой 'Казмунайгаз'. Главной задачей предприятия является добыча газа из нефтегазового месторождения Караганчак (по оценкам, запасы газа там составляют 1,35 триллиона куб. м.).
Для 'Газпрома' не меньшую важность, чем газовые богатства Средней Азии, представляет трубопровод длиной в 9000 километров, соединяющий этот регион с российской транспортной сетью. На сегодняшний день эта линия является единственным серьезным средством транспортировки газа из Средней Азии. Пока такое положение сохраняется, этот трубопровод позволяет 'Газпрому' контролировать экспортные потоки из региона.
Для модернизации и расширения линии 'Средняя Азия-Центр', построенной более 20 лет назад, требуется как минимум 2 миллиарда долларов инвестиций. Ее пропускная способность - примерно 47 млрд. куб. м. в год - недостаточна для транспортировки даже тех объемов газа, который 'Газпром' планирует закупать только в одном Туркменистане.
По заявлениям 'Газпрома', он уже занимается транзитом газа через Узбекистан и Казахстан. В Узбекистане филиал компании 'Зарубежнефтегаз' ('Газпрому принадлежат 60% акций этой фирмы) осуществляет проект по расширению отрезка трубопровода 'Средняя Азия-Центр', проходящего по территории этой страны, чтобы повысить его пропускную способность до 130-150 млрд. куб. м. После завершения этого проекта, намеченного на 2007 г., 'Газпром', возможно, рассмотрит вопрос о строительстве новой линии, ведущей из Средней Азии в Россию.
В Туркменистане 'Газпром' ведет переговоры о финансовых условиях проекта по реконструкции отрезка газопровода длиной в 3940 г., проходящего по территории республики. Туркменистан, вынашивающий амбициозные планы по увеличению экспорта газа в Россию, выступает за строительство новой экспортной линии, идущей на север вдоль восточного побережья Каспийского моря.
На дне Каспийского моря находятся огромные запасы нефти и газа. 'Газпром' получил гарантии относительно своего участия в разработке месторождений у побережья Туркменистана, и надеется застолбить за собой ряд участков в этой зоне, богатых как нефтью, так и газом.