Айра Строс (Ira Straus)
В публичную политику попал из академической среды. Известен как крупный специалист по восточной Европе и России, в настоящее время занимает пост координатора комитета НАТО по Восточной Европе и России от США. В 1997-1998 гг. преподавал в МГИМО и МГУ политические науки и историю международных отношений. Активно сотрудничал с Американским университетом в Москве. Считается последователем Ф.Фукуямы.
А.Строс известен как автор концепции глобального униполя, основанного на сотрудничестве и общих демократических ценностях крупнейших стран. Прочность этого униполя зависит от вхождения в него России, без которой база для глобального униполярного лидерства становится ограниченной.
17 мая на страницах издания In The National Interest А.Строс выступил с крупным аналитическим материалом, ставшим своеобразным 'экспертным ответом' на ряд спекулятивных тезисов, которые активно обсуждаются в американской прессе.
Началом дискуссии послужили заявления ряда крупных американских политиков, что Россия слишком слаба, чтобы быть полноправным союзником США в борьбе с международным терроризмом и не имеет права участвовать в крупнейших международных институтах, таких как 'большая восьмерка'.
А.Строс считает это серьезной ошибкой, которая может привести к тому, что сама по себе 'большая восьмерка' потеряет свою значимость и перестанет быть структурой, интегрирующей Запад и Восток в рамках единой консультативной среды. По мнению Строса, членство России в G8 необходимо прежде всего США, которые желают видеть РФ европеизированной и демократической державой, однако по каким-то причинам стремятся разрушить наиболее удобный механизм достижения этой цели.
Строс подчеркивает, что для Запада членство России в 'большой восьмерке' - это не только повышение статуса и географического охвата организации, но и залог веры в легитимность G8 со стороны стран, являющихся 'моральными клиентами' России еще со времен 'холодной войны'. Россия, считает Строс, может и должна стать проводником ценностей западного мира в эти страны, что будет способствовать формированию единого ценностного и демократического поля, а в конечном итоге гарантирует геополитическую и культурную стабильность во всем мире.