На протяжении последних десятилетий отмечался неуклонный рост процессов глобальной экономической интеграции, который вызвал ускорение темпов экономического развития и торгового ооборота между странами мирового сообщества. Однако возникает немало вопросов по поводу того, долго ли еще будут продолжаться данные процессы. В приведенном ниже документе, посвященном проблемам глобализации, Председатель Совета управляющих ФРС США* Алан Гринспэн рассуждает на тему, сколь долго будут идти нынешними высокими темпами процессы глобализации.
Процессы глобализации изменили всю экономическую картину как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах до конца пока не изученным образом.
'Невидимая рука' стала крепче, чем когда-либо
В значительной степени нерегулируемые глобальные рынки за некоторыми заметными исключениями беспрепятственно и легко переходят из одного состояния равновесия в другое. Введенный в научный оборот Адамом Смитом термин 'невидимой руки' как никогда актуален - эта самая рука активно действует во всемирном масштабе. Из-за снижения торговых барьеров, дерегулирования рынка и широкого повсеместного внедрения инновационных процессов, международная торговля в последние десятилетия росла более высокими темпами по сравнению с ВВП стран-участниц этой торговли. В результате национальные экономики находятся под усиливающимся давлением международной конкуренции и при этом пользуются результатами выгод, которые предоставляет подобная ситуация. В этом процессе более низкие цены на ряд товаров и услуг, производимых нашими торговыми партнерами, смогли полностью ликвидировать давление на рынок цен национальных производителей.
Новые участники глобальных процессов
Производство товаров, поставляемых на внешние рынки, росло быстрыми темпами в странах с дешевой рабочей силой. Среди наиболее типичных примеров можно назвать Китай и Индию, которые на протяжении последнего десятилетия открыли свою экономику рыночному капитализму, а также страны Центральной и Восточной Европы, которые в этот же исторический период после развала Советской империи освободились от пут системы централизованного планирования экономики.
Две основные концепции современного мира
Значительное и неуклонное увеличение мирового промышленного производства и торговли со всей очевидностью оказали заметное влияние на цены в каждой отдельно взятой стране, хотя на протяжении последнего года этот процесс не проявился столь очевидно. Более того, практически повсеместное снижение темпов инфляции в мире на протяжении двух последних десятилетий, несомненно, явилось решающим фактором в преодолении неустойчивости всемирной экономической конъюнктуры. Современные процессы глобализации и широкого внедрения новых принципов и методов хозяйственной деятельности более четко по сравнению с прошлыми десятилетиями раскрывают суть произошедших за последние десять лет изменений в сравнении с другими концептуальными экономическими теориями.
Более сильная и передовая экономика
Нынешний бесспорно высокий темп структурных изменений, видимо, не может сохраняться неопределенное количество времени, поскольку реально существуют границы того, насколько далеко могут зайти процессы глобализации, и сколь высоким может быть заданный темп инновационных процессов. Произошедшие в последнее десятилетие структурные изменения, которые привели к созданию гораздо более сильной и конкурентной мировой экономики по сравнению с послевоенными десятилетиями, несомненно в значительной степени способствовали стимулированию экономической деятельности в мировом масштабе.
Где границы глобализационных процессов?
Нынешние стимулы, способствующие росту экономики, подобно тем, которые были результатом структурных изменений в прошлые годы, скорее являются производными от темпов роста глобализационных процессов, а не уровня самой глобализации. Если подобное утверждение верно, по мере приближения к реальным границам процессов глобализации, указанные стимулы будут иссякать, истощаться. Полноценная глобализация - при которой торговля и финансы регулируются лишь скорректированной на фактор риска нормой рентабельности, а сам по себе фактор риска не зависит ни от расстояний и наличия национальных границ - вряд ли достижима.
Присущий людям страх и отвращение к риску, и вытекающая из этого отвращения тяга к дому, к родным местам, своей стране, выступают ограничителями по отношению к тому, насколько далеко могут зайти процессы глобализации. Но поскольку столь многое из накопленного за последнее время опыта не имеет прецедентов в прошлом, мы не можем с полной уверенностью утверждать, сколь долго сохранится нынешняя динамика глобализационных процессов.
Оглядываясь в прошлое
Набирающие скорость в послевоенном мире глобализационные процессы на начальной стадии объяснялись тем обстоятельством, что усиление протекционизма, характерного для предвоенных лет, было одной из главных причин столь сильной Великой Депрессии, разразившейся в 30-е годы. Как следствие такого положения, после войны торговые барьеры стали падать один за другим. Темпы глобализации возросли еще больше, когда в разгар инфляционных процессов, охвативших мир в 70-е гг., было подвергнута переосмыслению и перестройке вся экономическая политика, корнями уходившая в годы Великой Депрессии.
Демонтаж политики регулирования экономики
В Соединенных Штатах в результате подобного переосмысления начался процесс массового дерегулирования в транспортной, энергетической и финансовой сферах. В это же самое время пришло понимание того факта, что инфляция являлась препятствием на пути успешного экономического развития. Не случайно, на экономическом саммите руководителей Семи самых экономически развитых государств мира в 1977 г. инфляция была названа в качестве одной из основных причин безработицы. Более того, курс на ужесточение валютно-кредитной политики - а не усиление регулирования - был к концу того десятилетия признан в качестве единственно верного решения, направленного на обуздание темпов инфляции.
Курс на проведение реформ стал общемировой практикой
Само собой разумеется, что начало процесса восстановления разрушенной войной Западной Германии в ходе послевоенных реформ, проводимых под руководством Людвига Эрхарда (Ludwig Erhard), и вступившая на путь торговли во всемирном масштабе Япония - были первыми примерами начала процесса переоценки приоритетов экономической политики.
Потребовалось несколько десятилетий для того, чтобы накопить опыт по освоению рынков и созданию здоровой конкуренции для того, чтобы разрушить закостенелость системы госрегулирования экономики. Сегодня приватизация и дерегулирование стали практически синонимами слова 'реформы'. Процесс глобализации со всех точек зрения и по самому широкому спектру параметров широко утвердился в мировой экономической практике на протяжении последних десятилетий. На протяжении последних пятидесяти лет значительно выросло не только соотношение объема мировой торговли товарами и услугами к показателю мирового ВВП, но и другой тесно связанный с ним показатель - то, насколько инвесторы заинтересованы во вложении своих средств в зарубежные активы - тоже значительно увеличился.
Новые подходы, новые возможности
Уменьшение привязки к дому и в более широком смысле - к национальному рынку, привело к усилению глобализационных процессов, и позволило Соединенным Штатам оплатить и соответственно принять на себя расходы, связанные со столь внушительным дефицитом платежного баланса. В результате устремления за рубеж потоков финансовых ресурсов соотношение иностранных требований к чистому капиталу американских физических и юридических лиц к ВВП США увеличилось примерно на четверть. И хотя некоторые другие страны имеют большую задолженность перед иностранными инвесторами, во всяком случае по отношению к своему ВВП, им не требуется такой уровень международного финансирования.
Недавно преодоленные барьеры
Нынешний дефицит платежного баланса США, составляющий 5 или более процентов от ВВП, еще полвека назад, и даже менее того - еще два десятилетия назад, - не смог бы быть быстро погашен. Возможность направить в США мировые финансовые ресурсы в таком объеме в расчете на высокую доходность капитала, была бы невозможна в те годы по причине гораздо меньшей степени глобализации и меньшей гибкости международной финансовой системы. Замечательные технические достижения последних десятилетий лишь усиливают и без того значительное влияние процессов глобализации на экономический рост. А в ряде случаев именно глобализация и лежит в основе подобного роста.
Прорыв в современных технологиях
Появление информационных систем, работающих в режиме реального времени, позволило руководителям таким образом распределить людские резервы, что стали практически полностью исключены - или сведены до минимума - ошибки, происходящие в силу так называемого человеческого фактора, на что в предыдущие десятилетия надо было постоянно делать поправку. Информация, поступающая в режиме реального времени, практически без участия человека, существенно сократила потери в производственном цикле, привела к выигрышу во времени в считывании разного рода информации.
Преодоление негативных последствий
Трудно определить границы широко идущего процесса развития современных технологий и экономического роста. Ведь инновационный процесс - по определению - не поддается прогнозированию. Многие политики пытаются дать оценку глобальным и технологическим изменениям, оказавшим столь радикальное влияние на ход мирового экономического развития. По мнению многих экономистов, эти изменения оказали положительное влияние на состояние национальных экономик. Однако существенное по численности меньшинство, ставшее заложником обратной стороны творческого разрушения, испытывает большой дискомфорт. С этим надо будет разобраться и внести необходимые поправки, для того, чтобы идеи глобализации могли получить необходимую поддержку в обществе.
Данный документ, посвященный проблемам глобализации, является переработанным для печати вариантом доклада, озаглавленного 'Глобализация и внедрение передового опыта', с которым выступил Председатель Совета управляющих Федеральной резервной системы США Алан Гринспэн 6 мая 2004 г. на Конференции по Банковской Структуре и конкуренции, организованной при финансовом участи Федерального резервного банка Чикаго (г. Чикаго, шт. Иллинойс, США). С полным текстом доклада можно ознакомиться по адресу в federalreserve.gov .
* Федеральная резервная система - аналог Центробанка. (прим. пер.)