Бывают случаи, когда переходный период никак не может завершиться, как это происходит, например, в России. Недостаточно прожить без малого три четверти века при самой что ни на есть тоталитарной диктатуре, которой прежде не знала история. Для того чтобы оправиться от этой тяжелой затянувшейся болезни требуются серьезные усилия и продолжительное время.
Русский путь к политическим свободам и равновесию власти начался с эпизода, достойного быть запечатленным на огромной фреске, подобной тем, что иллюстрируют вехи Истории: Борис Ельцин на БТР в пост-горбачевской Москве в разгар коммунистической контрреволюции. В тот момент был разрублен гордиев узел. Но оставались и другие узлы, которые надо было рубить или развязывать. Процесс распределения полномочий, сосредоточенных в руках партийной бюрократии, оказался открытым в ситуации, где, сменяя друг друга, всплывают различные политические проблемы, экономические дебаты и юридические альтернативы.
Владелец крупнейшей российской компании 'ЮКОС', нефтяной магнат Михаил Ходорковский, личное состояние которого оценивается в более чем 15000 миллионов долларов, решил помериться силой с Владимиром Путиным и оказался в тюрьме. Ходорковский обвиняется в отклонении от уплаты налогов и совершении всевозможных преступлений против государства; его дело состоит более чем из 200 томов. Ходорковский вышел на орбиту, которая привела к столкновению с Путиным, после того, как предложил проводить в стране изменения с позиции экономической власти, в то же самое время бывший сотрудник КГБ выдвинул свой проект демократии, опирающейся на политическую власть и государство.
Этот случай порадовал бы Бердяева: крупнейший из олигархов, появившихся по мановению волшебной палочки Ельцина из цилиндра приватизаций - как и еще шесть магнатов, за вычетом одного - еврей. У него есть все шансы получить 'приз' в этой лотерее. Судебный процесс по делу основателя "ЮКОС" уже начался. Ходорковский вознамерился соединить политическую и экономическую власть. Путину нужна только власть политическая, и он опирается на русский антисемитизм. Еще одна громкая история из тех мест.