Завершившийся в Гвадалахаре (Мексика) саммит глав государств и правительств Латинской Америки и Евросоюза стал очередной попыткой создания противовеса, провозглашенной США политике однополярности мира.
Собравшиеся в конце этой недели в Гвадалахаре лидеры более 50 стран Латинской Америки и ЕС обсудили широкий круг вопросов. Это экономическое сотрудничество, проблемы социальной справедливости, международная безопасность и борьба с международным терроризмом. Участники форума высказались также за создание стратегического союза.
Однако в этом вопросе нет однозначных подходов. Одни считают, что такой союз должен быть направлен, в первую очередь, против политики США по достижению мирового господства, которую они проводят через так называемую модель однополярности мира.
Другие полагают, что можно ограничиться лишь констатацией существования разных подходов к созданию нового миропорядка между странами Латинской Америки и ЕС с одной стороны, и США - с другой.
Крис Паттен, комиссар Евросоюза по внешнеполитическим вопросам выступая перед участниками форума, заявил, что 'речь не идет о соревновании с США. Мы пытаемся создать некий кодекс поведения, которому будут следовать в своих отношениях латиноамериканцы и европейцы'.
Различие в подходах четко проявилось при рассмотрении проекта итогового заявления участников форума. Это касается той его части, в которой содержались слова с осуждением действий американских военнослужащих в Ираке. Ряд стран, в частности Куба, настаивала на более резких формулировках. Глава МИД Кубы Фелипе Перес Роке не терял надежды ответить 'любезностью' в адрес США, после того Соединенные Штаты продавили через ООН резолюцию, обвиняющую кубинские власти в нарушении прав человека на Кубе.
Испания, которая раньше была верным союзником США, отвернулась от Вашингтона. Новый премьер-министр Хосе Луиса Сапатеро, вывел испанский воинский контингент из Ирака. На саммите наметился новый политический альянс Франции, Германии и Испании. Луис Сапатеро однозначно высказался в поддержку Жака Ширака и Герхарда Шредера, которые всегда находились в оппозиции к США в вопросе решения иракской проблемы.
Именно благодаря позиции этих стран в итоговой декларации удалось оставить параграф, осуждающий пытки и издевательства над военнопленными, заключенными и задержанными. Ранее, по настоянию британской делегации, этот пункт был исключен из текста документа.
В этой связи, в весьма щекотливом положении оказались представители Великобритании и Польши. По сути, участие военнослужащих этих стран в проводимой военной операции в Ираке ставит их в один ряд с США.
Это стало весьма неприятной новостью для Вашингтона и вызвало беспокойство в администрации президента Буша.
Другой нехорошей новостью для США стало стремление стран Латинской Америки найти себе альтернативного экономического партнера в лице Евросоюза. Для стран этого региона ЕС постепенно превращается в главного инвестора. По объемам экспорта Европа занимает после США второе место. В 2003 году товарооборот между странами Латинской Америки и Евросоюзом составил $93 миллиарда.
Даже консервативно настроенный президент Мексики Висенте Фокс признал, что Латинской Америки для того, чтобы не попасть в экономическую ловушку необходимо иметь альтернативного партнера в лице ЕС.
Такие заявления не могут не огорчить США. Особенно в тот момент, когда Вашингтон пытается как можно быстрее склонить страны Латинской Америки к подписанию соглашения о зоне свободной экономической торговли в Западном полушарии.
Наверное, впервые, в Гвадалахаре, участники столь представительного форума публично заявили о своем несогласии с провозглашенной еще в 1823 году политикой США в Латинской Америки. На протяжении всего периода, в соответствии с 'доктриной Монро' Вашингтон держал на расстоянии Европу от этого континента и считал Латинскую Америку своей вотчиной и исключительной сферой своего влияния.