Альбер Камю сказал великолепную фразу: 'Это не цель оправдывает средства, а средства служат для оправдания цели'.
Свержение кровавой диктатуры подобной той, что существовала при Саддаме Хусейне (Saddam Hussein), и оказание помощи Ираку в его превращении в современную демократию — цель благородная. Но когда ради ее достижения вооруженные силы Соединенных Штатов нарушают права человека и применяют в тюрьмах прежнего деспота жестокие и гнусные пытки, достойные политической полиции 'Мухабарат' свергнутого режима, цель становится выхолощенной и вырождается в пустой предлог.
Защита израильского населения от палестинских террористических организаций, наносящих вслепую удары по гражданскому обществу — абсолютно оправдываемая цель. Но когда правительство, подобное тому, что возглавляет Ариэль Шарон (Ariel Sharon), уверено, что этой цели можно достигнуть, совершая авианалеты на безоружное население, убивая детей, женщин и стариков, проводя превентивные убийства и взрывая дома знакомых, родных или соседей настоящих либо предполагаемых террористов, оно само становится правительством террористов и лишается какого бы то ни было права провозглашать свое моральное превосходство над фанатиками, готовыми огнем и мечом уничтожить государство Израиль.
В последние несколько недель мир стал свидетелем кошмара, показанного по телевидению и опубликованного на страницах газет. Эти снимки из застенков Абу-Грейб — тюрьмы в пригороде Багдада, ставшей из-за всех тех пыток, что применялись там в отношении жертв Саддама Хусейна, символом бесчестия — и из лагеря палестинских беженцев Рафах в Газе, захваченного израильскими ударными подразделениями, вызвали негодование мирового общественного мнения. И мы нисколько не преувеличим, сказав, что эти кадры причинили гораздо больше вреда Соединенным Штатам и Израилю, чем все бомбы и взрывы, организованные террористами-камикадзе из исламских экстремистских организаций в последние месяцы.
Какое доверие могут заслуживать заявления президента Буша (Bush) и министра обороны Дональда Рамсфелда (Donald Rumsfeld) о том, что Соединенные Штаты пришли в Ирак, неся свободу и законность народу страны, если их слова сопровождаются фотографиями голых заключенных, которых развлекающиеся идиотским образом охранники заставляют мастурбировать и заниматься содомией, бьют электрическими зарядами или отдают на растерзание злобным псам? Кто станет серьезно относиться к заявлениям Шарона о том, что целью проводимой им политики является защита Израиля, если подобные слова сопровождаются трупами палестинских детей, погибших от картечных выстрелов на улицах и пустырях Газы, где царит лишь голод и нищета?
Истязатели из Абу-Грейб и выпущенные Шароном в Газе эскадроны смерти оказали неоценимую услугу тем, кто уже давно утверждает, что нет никакого различия между Бушем и Саддамом Хусейном, между Ариэлем Шароном и лидерами ХАМАС и 'Исламского джихада'.
И все же, несмотря на вполне оправданное возмущение пытками в Абу-Грейб и преступлениями Израиля в отношении мирного населения в Рафахе, стоит сделать усилие, чтобы избежать повальных обвинений и в сохраняющейся обстановке протестов и негодования провести некоторые различия, руководствуюсь при этом здравым смыслом.
Во главе правительства любого демократического общества может находиться такая посредственность как Буш или такой мясник как Шарон, но в любом из этих обществ существуют механизмы контроля, проверки и исправления неверно сделанных шагов, а это дает надежду на возможность радикального изменения политики. И в Соединенных Штатах, и в Израиле подобные механизмы есть, и в момент, когда разразился скандал, мы увидели их в действии.
Мне кажется, что никто до сих пор не видел в лицо молодого солдата Джозефа Дарби (Joseph Darby), совершившего достойный и высокоморальный поступок, представив 13 января отделу уголовных расследований доказательства проводившихся в Абу-Грейб истязаний и сопроводив свое заявление CD с фотографиями, часть которых позднее попала на страницы американских газет и на телевидение. Ни Пентагон, ни сам Рамсфелд не сумели заглушить подобное обвинение, ставшее причиной бури, перевернувшей с ног на голову всю администрацию Буша. Несмотря на то, что в настоящий момент под следствием находятся лишь семь солдат и полицейских — превращенных в обычных козлов отпущения, учитывая, что пытки с целью получения необходимой информации были распространены повсеместно — уже полетели многие важные головы, в том числе и голова самого командующего войсками коалиции генерала Санчеса (Sanchez). И вполне возможно, почти наверняка, пытки в Абу-Грейб будут означать для Буша поражение на ноябрьских выборах. В Ираке были освобождены несколько сотен незаконно задержанных жителей страны, а недоброй славы тюрьма Абу-Грейб в скором времени будет разрушена. Этого может быть недостаточно для возмещения нанесенного ущерба, но при режиме Саддама Хусейна или любой другой диктатуре нельзя было надеяться даже на это.
Самая жесткая критика зверств в отношении мирного палестинского населения Газы раздалась не из уст противников Израиля и вышла не из-под их пера. С обвинениями выступил сам министр юстиции правительства Ариэля Шарона, лидер светской партии 'Шинуй' Томи Лапид (Tomy Lapid). Стоит поприветствовать мужество и отметить моральную чистоту этого израильтянина, которого, так же как и достойного солдата Джозефа Дарби, фанатики и нетерпимые жители их государств обвиняют в предательстве родины.
В действительности же никто лучше них не олицетворяет всей чистоты и достоинства, заключенных в слове 'патриотизм', служащем, как говорил Сэмюэль Джонсон (Samuel Johnson), прикрытием для негодяев. Выступая со своего места в израильском парламенте, министр Лапид — внук женщины, погибшей в нацистском лагере в Освенциме — без тени смущения заявил, что вид палестинских женщин, копающихся в том, что осталось от их разрушенных израильскими танками домов, 'напоминает ему его бабушку'. Лапид потребовал прекратить разрушение домов в расположенных в Газе лагерях палестинских беженцев, заявив, что подобные репрессивные меры 'не гуманны, не могут быть совершены евреями'.
Несмотря на шквал брани и оскорбительной критики, обрушившейся на голову Тони Лапида, он по-прежнему занимает свое место в парламенте, правительстве и во главе партии 'Шинуй'. И в своей стране не только он представляет здравомыслящую и достойную альтернативу безумной политике Шарона. Всего лишь две недели назад огромная толпа из 100-150 тысяч человек собралась в центре Тель-Авива, выступила за освобождение Газы от израильского присутствия и потребовала от правительства Израиля вступить в переговоры с представителями Палестины. Также многочисленные солдаты и офицеры израильской армии публично отказались от участия в репрессивных операциях и уничтожения мирного населения. К сожалению, подобных действий с палестинской стороны нет.
Схожесть событий в Абу-Грейб и Газе объясняется не только моральными обстоятельствами. На самом деле, иракский кризис и палестино-израильская проблема неразрывно связаны между собой. Лишенная какой-либо критики всеобъемлющая поддержка президентом Бушем планов Шарона никак не способствовала нахождению приемлемого решения ближневосточной проблемы. Она лишь еще больше усложнила прохождение и без того долгого пути по прекращению боевых действий в Ираке.
И в этой стране и во всех других арабских странах значительная часть населения хочет покончить с состояние деспотичного обскурантизма, в котором они по-прежнему живут. Правительство Ариэля Шарона стремится путем жесточайших репрессий, присваивания территорий, превентивных убийств, военных операций и экономического давления навязать палестинскому народу мир, напоминающий, скорее, кладбищенскую тишину. И до тех пор, пока Соединенные Штаты будут восприниматься в качестве союзника и соучастника подобной политики израильского правительства — стоит отметить, что никто больше Буша не сделал для того, чтобы так оно и было — любые действия или инициатива Вашингтона будут казаться подозрительными и восприниматься с недоверием и неприязнью. Даже в том случае, когда речь идет о таком благом намерении, как свержение настоящего патологического убийцы-тирана и продвижение демократии. Именно по этой причине то, что казалось триумфальным шествием коалиционных войск, превратилось в смертельную западню, из которой американцы не знают, как выбраться.
Как бы мне хотелось, чтобы вы в Израиле показали документальный фильм 'Death in Gaza', прошедший в четверг ночью, 27 мая, по британскому телевидению. И это вполне возможно, потому как, повторюсь, несмотря на проводимую Шароном политику, эта страна по-прежнему является демократической. Режиссером картины был оператор Джеймс Миллар (James Millar), погибший от пуль израильских военных во время проводившихся в мае прошлого года съемок. Миллар с ледяной объективностью показывает жизнь мальчиков и девочек в лагере беженцев Рафах — среди развалин, грязи, страха, вторжений израильских танков и солдат, оставляющих после себя смерть и кровь. Эти дети развлекаются тем, что бросают камни в своих врагов, а в остальное время, чтобы отделаться от чувства голода, они воодушевляются своей ненавистью и мечтают о мести, мученичестве или ждут смерти, похожей на ту, что прервала жизни их братьев, отцов, друзей. В фильме появляется девочка-подросток, потерявшая восемь своих родственников: в ее глазах чувствуется такая глубокая пустота, словно она уже мертва. Наблюдая за ней, я внезапно почувствовал, как слезы текут у меня из глаз. Невозможно поверить, что прекрасный порыв сионистов, перенесших столько страдания в Европе и приехавших в Палестину, чтобы превратить пустыню в сад, создать благородное и свободное братское общество, закончился подобным позором.
Марио Варгас Льоса — перуанский писатель