Нетрудно задаться вопросом, почему премьер-министр Таиланда Таксин Чинават тратит время на попытки приобрести английскую футбольную команду Премьер-лиги всего через несколько недель после одного из самых кровавых дней в новейшей истории его страны. Власти не смогли добиться больших успехов в разъяснении событий 28 апреля, в ходе которых погибло свыше ста человек (по преимуществу местная молодежь и горстка сотрудников таиландских служб безопасности). Казалось бы, у Таксина есть более важные поводы для беспокойства, чем футбол.
Премьер-министр уже давно приводит в замешательство скептиков. На этот раз он может - хотя и ненамеренно - смутить их снова. Ибо за его интересом к Премьер-лиге лежат те же самые факторы и идеи, что и за единственным реалистическим подходом к южной части Таиланда, где доминируют мусульмане. Интерес народа к английскому футболу является явным результатом недавних процессов глобализации и социальных перемен. Обещая таиландским избирателям их собственную команду Премьер-лиги и футбольную школу для подготовки таиландских игроков, которые смогут выступать на международном уровне, Таксин продуманно апеллирует к этим новым чувствам.
Сходным образом глобализация и перемены занимают центральное место как в сегодняшних проблемах юга Таиланда, так и в их решении. Но глобализация может принимать множество обличий. Если за английским футболом следит все больше жителей Бангкока, то все больше южных таиландцев и также бангкокских мусульман аналогичным образом начинают исповедовать во все большей степени ортодоксальный ислам. Все больше их сыновей ходит в пондок - религиозную школу. И все больше таких пондоков получает финансирование из-за рубежа и учителей, подготовленных на Ближнем Востоке. Жители региона Паттани [одна из южных провинций Таиланда. - Прим. перев.] участвуют в исламском варианте глобализации, столь безошибочно узнаваемом по всей Юго-Восточной Азии и даже на севере Англии и на американском Среднем Западе.
Обычные объяснения вспышки насилия в этом году - бедность и бесчувственное управление - представляются неубедительными. Бедны многие районы Таиланда. Более того, южный район вокруг Хатъяй на протяжении последнего десятилетия процветал. Интенсивная торговля через границу с Малайзией приносит подлинный динамизм и вместе с ним экономические возможности для людей, проживающих в южном Таиланде. Кроме того, необходимо иметь в виду подход Бангкока к своему южному мусульманскому меньшинству. По международным или историческим стандартам, государство на протяжении последних десятилетий не вело себя ни репрессивно, ни особенно жестко. Лишь появившаяся после 11 сентября озабоченность вопросом о воздействии международного терроризма и начавшаяся в январе милитаризация местного управления изменили обстоятельства к худшему.
Но старые стандарты более неприменимы к южному Таиланду - или любой другой части страны. Многопартийная демократия, современная молодежная культура Бангкока, кабельное телевидение и - для некоторых из таиландцев - лучший контакт с более широким исламским миром - все это сыграло свою роль. В Таиланде, чувствующем себя несравненно более уютно в отношении социального, этнического и религиозного плюрализма, чем даже два десятилетия назад, изменившиеся реалии региона Паттани едва ли могут вызвать удивление.
Таиландское государство не должно отказываться от своих долгосрочных попыток интеграции юга в масштабах всей нации. Однако условия этой интеграции должны отображать новые реалии, чье происхождение может быть столь же далеко от границ Таиланда, сколь и английский футбол. Таксин обладает замечательными политическими талантами. Его воображение и видение позволили ему раскрыть программное банкротство политического класса. Его интерес к приобретению команды английской Премьер-лиги выдает - к лучшему или к худшему - то же воображение и способность уловить чаяния большого количества своих соотечественников. Теперь перед ним стоит задача использовать свои таланты для того, чтобы понять изменившиеся чаяния мусульманских подданных крайнего юга Таиланда.
Значимая децентрализация, давно обещанная провинциальному Таиланду, должна продолжаться. Армия может сосредоточиться, скорее, на защите границ страны, чем на размещении гарнизонов в глубинке. Полиция может оставить свою ориентацию на военизированность в прошлом, возможно, применяя в регионе Паттани методы 'общинной полиции'.
Пондоки могут быть представлены в местных и национальных образовательных органах, и правительство может помочь им в обучении учеников. Воинствующий ультранационализм, характерный для 1930-50-х годов может быть исключен из официального употребления. Со временем молодой, динамичный южный имам может стать чуларатчамонтри - старшим мусульманским священником страны. Внешняя политика Таиланда может вестись с ясным учетом взглядов своих мусульманских подданных.
Старые решения на юге Таиланда не сработают. Влиятельным министерствам Бангкока может сначала показаться трудным дать свою санкцию на новые. Но участники чемпионатов Премьер-лиги не завоевывают иностранных болельщиков, уклоняясь от трудных игр.