В следующее воскресенье, 6 июня, исполняется шестьдесят лет с момента высадки войск союзников в Нормандии: тогда, в 1944 году, этот день стал переломным моментом, с которого началось окончательное наступление на Третий Рейх и освобождение Европы. Армия Германии к тому моменту уже отступала на востоке Европы, преследуемая после Сталинградского поражения в феврале 1943 года войсками Советского Союза. Отступали нацисты вместе со своими единомышленниками - итальянскими фашистами - и в Италии: союзники высадились на Сицилии и в Салерно, а победа в решающих битвах при Монте Кассино и Анцио (март 1944 года) ознаменовала собой поражение Муссолини (Mussolini) и падение его режима. 4 июня 1944 годя Рим был освобожден американскими и британскими войсками.
На прошлой неделе мне довелось побывать в Риме, где я заметил, что город словно находится на осадном положении: постоянные проверки и подразделения сил безопасности на каждом шагу. Объясняется это тем, что в день празднования шестидесятилетия освобождения города в итальянскую столицу должен прибыть Джордж Буш (George Bush) собственной персоной, который попутно намерен поблагодарить Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi) за его поддержку иракской кампании. Римляне находятся в состоянии страшного невроза и опасаются, что Аль-Каида проведет операцию возмездия, аналогичную той, что была организована 11 марта в Мадриде. Один из моих друзей - журналист еженедельника 'Internazionale' - сказал мне: 'Таким образом они смогли бы одновременно достигнуть трех целей: сам президент Соединенных Штатов, его союзник и холуй Берлускони, а, кроме того, они нанесли бы удар по столице Христианства'.
Сегодня во Франции ощущаются те же самые опасения. Потому как после визита в Рим Джордж Буш вместе с премьер-министром Великобритании Тони Блэром (Tony Blair) прибудет 6 июня на пляжи Нормандии, которые во время проведения операции носили кодовые названия 'Юта', 'Омаха', 'Голд', 'Юнона' и 'Сворд'. На празднование шестидесятилетия высадки войск союзника прибудут 17 глав государств и правительств, включая Жака Ширака (Jacques Chirac). Впервые на торжества прибудет канцлер Германии Герхард Шредер (Gerhard Schroeder): прежде на них приглашали лишь победителей и никогда - представителей побежденной стороны.
Для наблюдения и охраны такого числа высокопоставленных лиц в этом районе вновь, шестьдесят лет спустя, была сосредоточена настоящая армия: 9000 военных и 10000 полицейских. Совсем мало в сравнении в 153000 человек, которые в тот День Д пересекли под командованием генерала Эйзенхауэра (Eisenhower) Ла-Манш и начали наступление на нормандское побережье, защищенное 'Атлантической Стеной'. Среди высадившихся солдат находился и легендарный фотокорреспондент Роберт Капа (Robert Capa), сходивший на берег в тех же страшных условиях, что и все остальные (в первых пятнадцати минутах фильма Стивена Спилберга 'Спасти рядового Райана' мастерски передана обстановка того дня), и оставивший нам незабываемые снимки того героического поступка.
Никто в Европе не должен забывать благородного самопожертвования десятков тысяч молодых американских солдат (а также и британских, канадских, австралийских, новозеландских, уже освободившихся французов и испанцев-республиканцев), отдавших свои жизни за освобождение Европы от фашизма. Мы никогда не сможем отблагодарить их сполна. Но очень печально, что вместо тех незабываемых героев европейцы будут чествовать президента Джорджа Буша. Он этого не заслужил. Президент, растоптавший в Ираке демократические ценности своей страны, назвавший 'освобождением' жесточайшую оккупацию с целью захвата нефтяных запасов, вооруженные силы которого применяли пытки, не может достойно представить тех молодых солдат, что погибли на нормандском пFобережье за демократию и уважение к правам человека. Он не достоин нашей благодарности. Лишь осуждения.