МЕХИКО. - Гигантское панно, почти 40 футов в длину и 10 футов в высоту, не может вот так запросто исчезнуть.
Особенно если его автор - самый знаменитый художник-монументалист страны, и оно считается важной частью национального художественного наследия. И тем более, если оно вызывало столь противоречивые отклики, что правительство отказалось его выставлять.
И тем не менее панно Диего Риверы (Diego Rivera) 'Кошмар войны, мечта о мире' исчезло бесследно. Эта работа, одно из последних произведений художника, загадочным образом пропала 50 лет назад, но, в связи с обещанием правительства расследовать новую теорию, связанную с его исчезновением, панно вновь заняло центральное место в воображении мексиканцев.
Некоторые считают, что панно спрятано в запаснике одного из московских музеев. Другие думают, что оно было вывезено в Китай, где Мао Цзэдун велел его уничтожить, несмотря на то, что сам он и Иосиф Сталин изображены на полотне в качестве миротворцев, противостоящих поджигателю войны - Дяде Сэму.
'Вопрос о том, где находится панно, и, если оно было уничтожено, то по какой причине, вызывает огромное любопытство', - говорит Карлос Филлипс Олмедо (Carlos Phillips Olmedo), директор Музея Долорес Олмедо Патино (Dolores Olmedo Patino Museum) в Мехико, где хранится одно из крупнейших собраний работ Риверы.
Ривера, скончавшийся в 1957 г., пользуется в Мексике большой любовью за свои величественные исторические фрески, занимающие целые стены в важных общественных зданиях. Почти такую же известность он снискал из-за идеалистических прокоммунистических убеждений и бурных отношений с женой, художницей Фридой Кало (Frida Kahlo).
Интерес к загадочному исчезновению его панно разгорелся с новой силой после недавнего заявления китайского специалиста по латиноамериканскому искусству о том, что в 1950х гг. Ривера подарил его Мао, но тот приказал уничтожить полотно во время культурной революции конца 1960х - начала 1970х гг.
В интервью газете 'Reforma', выходящей в Мехико, китайский эксперт Син Сяошен (Xing Xiaosheng) заявил, что Ривера передал панно китайскому правительству в ходе тайного визита в КНР в годы Холодной войны.
Хотя некоторые искусствоведы и родственники Риверы оспаривают утверждения эксперта, эта теория побудила представителей правительства, отвечающих за культурные вопросы, дать обещание о возобновлении попыток разыскать панно. Они попросили мексиканского посла в Пекине изучить этот вопрос.
'Мне было бы очень интересно установить контакт с министрами культуры [Китая и России], - отметила Сари Бермудес (Sari Bermudez), президент Национального совета по культуре и искусству. - Терять нам нечего, ведь речь идет о действительно выдающемся произведении'.
Это панно - не единственная работа Риверы, вызывавшая противоречивое отношение. Как показано в фильме 'Фрида', вышедшем на экраны в 2002 г., семья Рокфеллеров в 1933 г. поручила ему написать фреску для здания Рокфеллеровского Центра в Нью-Йорке, однако после того, как художник изобразил на ней Владимира Ленина, фреска была разрушена.
Пропавшее панно было написано в 1952 г., когда правительство попросило Риверу создать произведение, представляющее Мексику на Всемирной выставке в Париже. Ривера сказал, что напишет панно, 'посвященное миру'.
Для Риверы это означало картину, на которой дружелюбные Мао и Сталин предлагают мирное соглашение мрачному Дяде Сэму и двум символическим фигурам - Англии и Франции. Рядом с ними он изобразил ядерный гриб, солдата, умирающего на кресте, и рабочего, указывающего мексиканцам дорогу к миру.
Отвергнута как антиамериканская
Правительственные чиновники отказались отправить работу в Париж из-за ее антиамериканской направленности. Обозленный Ривера позднее обвинял в этом США, утверждая, что первые возражения по поводу своего произведения он услышал на званом обеде от жены американского посла.
Вопрос о том, что случилось с ней дальше, вызывает разногласия у современников Риверы и представителей мексиканских художественных кругов, которые часто ведут ожесточенные споры о наследии и произведениях художника.
Большинство из них придерживаются мнения, что Ривера решил подарить панно Мао. Однако, поскольку у Мексики не было дипломатических отношений с Китаем, он переслал полотно туда через Европу и Россию.
Многие считают, что сначала панно было выставлено на конгрессе сторонников мира в Вене. Оттуда оно скорее всего отправилось в Москву вместе с другим панно Риверы, изображающим государственный переворот, организованный при поддержке США для свержения левого правительства Гватемалы в 1954 г.
В 2000 г. одна немецкая исследовательница рассказала знакомым, что видела панно 'Кошмар', в плохом состоянии, в запасниках Государственного музея изящных искусств имени Пушкина в Москве. Одной из этих знакомых была искусствовед Ракель Тибол (Raquel Tibol), в прошлом секретарша Риверы, сообщившая мексиканским СМИ об этом случае.
Тогда российские официальные лица отрицали этот факт. В одной из статей, появившихся в СМИ, говорилось, что Ривера подарил панно Советскому Союзу в 1956 г. В статье высказывалось предположение, что панно находится в Польше.
Представители Пушкинского музея, с которыми мы связались на этой неделе, утверждают, что им ничего не известно о том, что исчезнувшее панно когда-либо находилось в музее.
Согласно гипотезе китайского эксперта, панно прибыло в Китай и несколько лет висело в здании Конгресса за мир во всем мире в Пекине. По словам Сина, Мао мог уничтожить его, сочтя чересчур 'иностранным' и буржуазным.
Дочь Риверы, Гуадалупе Ривера Марин (Guadalupe Rivera Marin), сообщила мексиканским СМИ, что новая теория 'выглядит достоверной'. Некоторые вспоминают и о появившихся в 1980х гг. утверждениях членов британской съемочной группы, что в 1980х гг. они видели в Пекине остатки сожженного панно.
Однако другие, в том числе и Тибол, отвергают гипотезу о поездке Риверы в Китай или о том, что Мао уничтожил бы столь лестное для него произведение.
Восьмидесятилетняя Тибол вспоминает, что была вместе с Риверой, когда возвращенное правительством панно, свернутое в огромный рулон, прибыло в знаменитый 'голубой дом' Кало в Мехико в 1952 г.
'Я часто шучу в стиле Риверы - говорю, что оно, возможно, до сих пор пылится на каком-нибудь складе [мексиканского] министерства внутренних дел, поскольку в те времена похитить произведение искусства было очень легко', - говорит она.
Панно заменяет фотография
Свидетельство неослабного интереса к пропавшему панно является его черно-белая фотография, занимающая целую стену в Музее Олмедо.
Филлипс, директор музея и сын Долорес Олмедо, близкого друга Риверы, которая позировала ему в 1930х гг., утверждает: насколько известно его матери и другим, панно в конечном итоге прибыло в Китай.
Обсуждая шансы на то, что в один прекрасный день панно найдется и будет возвращено Мексике, Филлипс отверг предположение, что оно будет воспринято негативно из-за своего спорного с исторической точки зрения сюжета.
'Тема панно - мир - никогда не должно вызывать чувства неловкости, - говорит он. - Ни тогда, ни сейчас'.