Раннее утро. Окрестности города Припять. Молодой рабочий Иван Клименко сидит в кузове грузовика, следующего по заросшим лесным дорогам. На Иване противогаз и резиновые перчатки. Под ним радиоактивный, зараженный металл. Целый день он работал на фирму, обязанную поддерживать в нормальном состоянии 'зону': резал сваркой ржавые экскаваторы и бронетранспортеры. По ночам часть этого металлолома он вывозит из 'зоны'.
По узким лесным дорогам металлолом попадает за пределы зоны, на нелегальные пункты сбора металлолома. Облученный металл отправляется за сотни километров: на украинские металлургические заводы или за рубеж в качестве экспортного товара. Торговля облученным металлоломом процветает. Так называемая 'зона' вокруг Чернобыльской атомной электростанции превратилась в последнее время в громадное открытое хранилище для автомашин, вертолетов, оборудования и строительных материалов.
Один из сотрудников местного органа по борьбе с организованной преступностью сообщает: 'Иногда фирмы платят своим рабочим за их работу автомобилями, подвергшимися радиоактивному заражению, или оборудованием, которое в принципе подлежит немедленному уничтожению. Машины нелегально вывозят за пределы зоны.
В лесах валят зараженный лес, из него делают мебель и бумагу. В реке Припять, тем временем, снова активно ловят рыбу, и эта рыба попадает на столы в Киеве, в Житомире и в других украинских городах. В мертвом городе Припять мародеры выламывают целые бетонные плиты. Вывозится и продается буквально все, и участвующие в этом знают о невидимой опасности, но им нужны деньги, чтобы выжить. Между тем, те, кто зарабатывает на этом бизнесе, держатся подальше от этой опасной местности.
Зараженная область нашла свою нишу в глобализированной мировой экономике: посреди внутренней зоны, на сильно зараженной территории рядом с защитным 'саркофагом', возведенным над разрушенным 4-м блоком, сейчас идут строительные работы. Предстоит построить хранилище для использованных топливных элементов.
Консорциум во главе с французской компанией 'Framatome' выиграл конкурс на подготовку проекта строительства объекта для хранения ядерных отходов. Непосредственно на месте строительство ведет украинская строительная компания 'Укрэнергострой'. Зарабатывают на этом и немецкие концерны. По проекту компании 'RWE NUKEM GmbH' будет изготовлено промышленное оборудование для переработки особо зараженных материалов.
Строительство комплекса подлежит контролю французской стороны, однако ведут его украинские рабочие и инженеры - официально: с целью решения проблемы 'с рабочими местами'. Кстати, работают они прямо под разрушенным реактором, на краю особенно сильно зараженной территории. Людей, работающих в легких защитных костюмах или вообще в обычной одежде, можно увидеть в нескольких метрах от 'саркофага', рядом с громадным кладбищем автомашин и вертолетов.
Для дальнейшей герметизации реактора претерпевшего катастрофу, якобы нет денег, в то же время в полном объеме финансируется строительство хранилища для ядерных отходов. Кстати, понятие 'могильщики Украины' пошло отсюда. Иван Клименко говорит: 'Кто дал им право устраивать здесь свалку, которая останется на вечные времена?'