Волна террористических атак с последующими арестами и погонями в Саудовском королевстве создают впечатление, что борьба с исламским терроризмом и его экспортом по всему миру наконец-то началась. Следует напомнить, что руководство 'Аль-Каиды' имеет Саудовские корни, как и фанатичная ваххабитско-ханбалистская идеология, распространившаяся с помощью Саудовских денег.
Однако более глубокий анализ показывает, что саудиты обманывают весь мир, а угроза со стороны этого экстремистского государства растет. Общественный порядок в Саудовской Аравии некоторое время базировался на соглашении между прозападной монархией, ответственной за безопасность, международные дела и нефтедобычу, и господствующей в стране клерикальной структурой, которая, в соответствии с фанатичным ваххабитским учением, вольно интерпретирует Коран и считает современную жизнь на Западе ересью. В связи с ведущим положением религиозных деятелей во внутренних делах, особенно в образовании, в государстве возникло весьма набожное, фанатичное, консервативное и обскурантистское поколение, враждебное по отношению к Западу, а временами - и к прозападному королевскому двору. Это поколение, породившее 'Аль-Каиду', способно доставить миру немало неприятностей.
На Западе знали об этом соглашении, но игнорировали его до тех пор, пока оно не причиняло вреда. Ситуация изменилась после терактов в сентябре 2001 года, но и тогда саудиты обещали пресечь экспорт терроризма. Но не сделали ничего. Клерикалы настраивают население против Запада и глобализации. Более молодое поколение легко ориентируется в Коране, но плохо разбирается в английском языке и компьютерах. Дерзость и агрессивность некоторых клерикалов, не считающих религиозные институты достаточно радикальными, со временем возросли. Но существующий религиозный истеблишмент все еще остается сильным.
Сомнительно, что какие-либо существенные перемены произошли в прямой причастности Саудовской Аравии к финансированию терроризма. Саудиты всегда 'покупали' терроризм и продолжают это делать при условии, что он не затрагивает их территорию. Есть свидетельства, указывающие на прямое и опосредованное участие Саудовской Аравии в финансировании палестинских организаций, включая ХАМАС. Однако Саудовская королевская семья очень смущена тем, что не способна 'купить' 'Аль-Каиду', чьи действия направлены, в первую очередь, против нее. Даже арабские СМИ, существующие на Саудовские деньги, продолжают настраивать улицу против США, Израиля и Запада в целом.
В этой ситуации Вашингтон теоретически должен - во имя собственных интересов и интересов всего мира - 'расколоть саудовский орех', вплоть до введения дипломатических и экономических санкций, но затрудняется сделать это в связи с тем, что саудиты контролируют 'всемирный нефтяной кран'. Однако в будущем может быть даже рассмотрен вопрос об установлении прямого контроля над Саудовскими нефтяными месторождениями.
До тех пор, пока система образования будет находиться во власти клерикалов, пока не будут изменены учебники и образовательные программы с исключением из них законов шариата, саудовский режим ничего не добьется. Посол Саудовской Аравии в Вашингтоне Бендер ибн Султан закатывает глаза, словно речь идет о друзьях Запада, в то время как в действительности эта страна остается проводником террора и ревизионизма.
Вашингтон должен четко довести до сведения Саудовских правителей, что им пришло время действовать, начав с реформ в общественном устройстве государства. Если это не произойдет, страна грозит превратиться в самого опасного врага США и глобальной стабильности, против которого придется принимать адекватные меры.