Главы государств и правительств Большой Восьмерки хотят продемонстрировать свое политическое единство и преподнести народу ряд новых красочных групповых портретов.
Что, собственно, пьет по вечерам французский президент? Уже за несколько недель до саммита Большой Восьмерки в США сотрудники Государственного департамента получили задачу выведать в Париже, какие напитки предпочел бы найти в анфиладе своих комнат Жак Ширак (Jacques Chirac). 'Каждый гость должен себя хорошо чувствовать на все сто процентов, и у него во время пребывания не должно быть никаких забот', - говорит один американский дипломат, готовивший встречу в верхах, и неожиданно делает вывод, что Ширак пожелал бы, например, не только французское красное вино или изысканную минеральную воду. Ширак заказал бы пиво марки 'Budweiser'.
Тот, кто прибывает на Си-Айленд (остров Морской), хотел бы о заботах забыть. Это касается не только богатых и знаменитых людей, которые собираются проводить здесь, в аристократическом рае для отдыхающих, свой отпуск, где нет коттеджей дешевле двух миллионов долларов США, и где гольф-клуб берет с новых членов взнос в размере 100000 долларов. Это относится также и к главам государств и правительств стран Большой Восьмерки, начавшим вчера в самом фешенебельном месте отдыха в Америке свою встречу в верхах.
Отрезанные, как никогда прежде, от внешнего мира, они должны перевести стрелку мировой политики. Официально на повестке дня стоят следующие вопросы: резолюция Совета безопасности ООН по Ираку, призыв в адрес арабского мира начать реформы, встреча с представителями Африки. Однако на повестке саммита стоят и совершенно иные вещи. После перекосов в мировой политике, вызванных иракским кризисом, необходимо продемонстрировать единство. Он ожидает 'сигнала общности', сказал вчера на острове отдыхающих немецкий канцлер.
Как это бывает на таких встречах, общность, видимо, будет продемонстрирована в правильно подобранных словах. Над соответствующими текстами дипломаты работают уже не одну неделю. Однако на подобных встречах речь также идет о том, чтобы предстать перед миром на фотографиях и в телевизионных кадрах. Джорджу Бушу (George Bush) необходим образ искушенного хозяина принимающей стороны, дружески приветствующего президентов и премьер-министров, ему надо лишить оппозицию основания обвинять его в том, что он настроил против Америки весь остальной мир.
Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) тоже будет рад паре снимков, на которых он выступает в кругу великих мира сего и, в конце концов, хочется хоть раз забыть о внутриполитических неприятностях. Жаку Шираку будет недоставать возможности показать, что он ровня Бушу. А Владимир Путин может радоваться тому, что Большая Семерка уже давно превратилась в Большую Восьмерку, и он может сидеть за одним столом, будто его страна является экономической сверхдержавой.
С тем, чтобы быть подальше от акций протестующих людей и исключить разные риски, встреча проходит на острове, который имеет для сообщения с материком одну единственную дорогу с двумя полосами движения, которая на период встречи в верхах перекрыта. Ни местные жители из Джорджии, ни 3000 журналистов, собравшихся здесь, не имеют шанса увидеть глав государств и правительств непосредственно. Задействованы 20000 полицейских и военнослужащих, вертолеты, снайперы и военные катера. Воздушное пространство закрыто для рейсов гражданской авиации, его охраняют боевые самолеты. Губернатор штата Джорджия объявил чрезвычайное положение. После того, как стали известны предупреждения о возможности террористических актов, администрация в Вашингтоне ввела высшую степень готовности к обеспечению безопасности.
Пресс-центр в Саванне находится в двух часах езды на машине от Си-Айленда. Два раза в день на остров на автобусах доставляют отобранных журналистов. Проведение разрешенных демонстраций перенесено в городок Брансуик, так что ни журналистам, ни политикам, наверное, не придется увидеть, что есть не только гармония саммита, но и протесты против него. Но даже там, где главы государств и правительств появиться никак не могут, постоянную патрульную службу несут солдаты национальной гвардии в камуфлированной форме одежды и в стальных касках.
Саванна и Брансуик выглядят так, будто находятся на осадном положении. Тем не менее, местные граждане из этого южного штата стараются по возможности демонстрировать гостеприимство. Местный художник нарисовал портреты глав государств и правительств, которыми украсил конгресс-центр в Саванне. Однако все восемь государственных деятелей получились у художника похожими. Если бы не было небольших табличек с указанием имен, то можно вполне перепутать Герхарда Шредера с Владимиром Путиным, а Жака Ширака с Джорджем Бушем. Не всегда получались и попытки поприветствовать гостей на их родном языке. 'Добрый день, Дучланд', написали школьники из Саванны на немецком флаге.