Бомбы без разбора убивают как мусульман, так и жителей Запада, и потому террористы Юго-Восточной Азии сейчас выбирают в качестве мишеней заметных людей. РЕВЬЮ раскрывает вызывающую беспокойство содержательную трансформацию террористической угрозы.
После 10-месячного затишья в нападениях террористов на западные цели в Индонезии "Джемаа исламия" - экстремистская группа, связанная с террористической организацией "Аль-Каида" - разрабатывает новую тактику: убийства общественных деятелей, дипломатов и бизнесменов. Это явствует из разведывательных данных, полученных недавно западными службами безопасности.
В вызывающей беспокойство содержательной трансформации террористической угрозы в Индонезии имеются нарастающие признаки того, что "Джемаа исламия" переходит от крупномасштабных взрывов автомобилей-бомб к более простым методам, которые потенциально являются не менее эффективными, по крайней мере, так считает ряд представителей полиции, служб безопасности и аналитиков Запада.
Они сообщили "Ревью", что британская и австралийская разведки собрали конкретную и надежную информацию (в значительной степени основывающуюся на перехватах сообщений) о том, что группа боевиков "Джемаа исламия", подготовленная для осуществления убийств, в течение последних недель проникла в Индонезию. Инфильтрация была осуществлена через индонезийскую провинцию Восточный Калимантан с [острова] Минданао на южных Филиппинах. Никакой дополнительной информации об этой группе раскрыто не было.
По данным источников в западных службах безопасности, список целей возглавляют послы США, Великобритании и Австралии, а также другие высшие должностные лица этих посольств. Существует также серьезная озабоченность потенциальной возможностью нападений на руководителей иностранных компаний, особенно действующих в области горнодобывающей промышленности и энергетики, а также индонезийских общественных деятелей.
"Мы уже видели, что они способны взрывать бомбы. У нас есть информация, что они умеют пользоваться оружием, прошли хорошую подготовку и имеют афганский опыт. Ясно, что они могут осуществить такое нападение, - говорит глава отдела по противодействию террору министерства по политическим и социальным вопросам Аншад Мбаи. - Если мишенью является важная фигура, теракт будет не менее эффективен, чем взрыв бомбы".
Наиболее вероятная форма нападения - выстрел по намеченной жертве, когда та направляется в автомобиле на работу. В качестве ответной меры посольства США, Великобритании и Австралии настаивают, чтобы их сотрудники меняли свои маршруты и время поездок на работу и с нее. "Не думаю, что переход от более крупных акций к более избирательным целям свидетельствует о серьезном изменении тактики террористов," - считает американский чиновник.
Публично посол США в Индонезии Ральф Бойс хранит молчание о нависающей угрозе, однако распоряжение по посольству от 21 мая напоминает американцам о необходимости соблюдать"бдительность в отношении мер личной безопасности". И, напоминая о произведенном 21 мая в Бангладеш взрыве, который ранил британского посла в этой стране, посол Великобритании в Джакарте Чарльз Хамфри говорит: "Британские послы в странах, где имели место теракты, считаются находящимися под угрозой".
Сотрудники служб безопасности Запада утверждают, что нет никаких признаков того, что "Джемаа исламия" отказалась от крупномасштабных взрывов, но они считают, что террористы ищут другие пути, которые бы позволили нанести урон иностранным интересам, в особенности экономическим, не вызывая больших потерь среди мусульман.
По мнению ведущего эксперта по терроризму Сидни Джонс, лидеры "Джемаа исламия" собрались для пересмотра стратегии после взрыва в августе прошлого года отеля "Марриот" в Джакарте. Состоявшаяся в расположенном на центральной Яве городе Соло встреча использовала для прикрытия конференцию жесткой мусульманской группировки Индонезийский совет моджахедов. Руководство "Джемаа исламия" осталось по преимуществу недовольно результатами взрыва "Марриота", лишившим жизни 11 индонезийцев и лишь одного иностранца. "Они пришли к выводу, что он был неудачным", - говорит Джонс - директор индонезийского отделения Международной кризисной группы (некоммерческой организации, работающей над урегулированием конфликтов).
Опасения относительно изменения тактики "Джемаа исламия" заставили три посольства ужесточить консульские предупреждения относительно поездок в Индонезию. Сотрудники посольств также провели серию встреч с экспатриантами, чтобы напомнить тем о том, что опасность терактов остается вполне реальной. Новая угроза возникает в условиях растущей озабоченности тем, что растянувшаяся с апреля по сентябрь серия парламентских и президентских выборов в Индонезии размывает политическую волю, лежащую в основе борьбы с терроризмом. Мало кто из кандидатов в президенты поднимал этот вопрос.
В ходе инцидента, обеспокоившего западных дипломатов, четыре человека застрелили 26 мая в центральном Сулавеси прокурора Ферри Силалахи, когда тот возвращался домой из церкви. Силалахи был обвинителем по делу трех человек, которым инкриминируется организация взрывов на Бали в октябре 2002 года (тогда погибло 202 человека). Ответственность за эти взрывы возлагается на "Джемаа исламия". Раздираемый в последние годы конфликтами на религиозной почве Сулавеси является известным центром операций "Джемаа исламия", и некогда там располагался тренировочный лагерь "Аль-Каиды".
На небольшое сообщество экспатриантов, теперь уже привыкших к обыскам в торговых центрах, офисных зданиях и отелях, индивидуальные убийства окажут столь же ужасающее воздействие, как и взрыв отеля. "Новостей после убийства посла будет не меньше, чем после взрыва, а осуществить первое легче", - говорит офицер полиции одной западной страны.
Выбор в качестве мишени отдельных лиц вызовет особую озабоченность у представителей иностранного бизнеса. На протяжении последних двух лет профессионалы в области безопасности просто советовали корпоративным клиентам усилить охрану своих офисов и домов, а также избегать мест повышенного риска. Но если целью становится конкретный бизнесмен, обеспечить его защиту намного сложнее.
Некоторые крупные нефтяные и газовые компании наняли для своих топ-менеджеров телохранителей. Эти компании, привыкшие работать в сложных условиях, говорят, что риски в области безопасности, связанные с ведением дел в Индонезии, вряд ли повлияет на инвестиции или кадровые решения. Вместе с тем, они не скрывают своей озабоченности. "Если ориентироваться на предупреждения посольств, единственное, что можно сделать и еще не сделано - это уехать", - говорит советник по вопросам безопасности крупной западной энергетической компании.
Беспокойство в отношении террористической угрозы усилилось в последние две недели после того, как в Саудовской Аравии исламские боевики напали на офис нефтяной компании и комплекс, где жили экспатрианты, и убили там двух жителей западных стран. "Нам надо напоминать людям, что терроризм может принимать различные формы. Мы увидели это в Саудовской Аравии", - говорит посол Хамфри.
Нападения в Саудовской Аравии порождают страх перед возможностью их повторения в Индонезии. В марте на веб-сайте "Аль-Каиды" появился меморандум, авторство которого приписывается Абдулазизу аль-Мокрину, которого считают лидером "Аль-Каиды" в Юго-Восточной Азии. В нем содержатся призывы к нападениям "на незащищенные "мягкие" цели. . . и отдельных лиц" в Индонезии, причем в качестве последних названы бизнесмены, дипломаты, ученые, военные и туристы. Рейды полиции против убежищ "Джемаа исламия" на протяжении двух лет привели к обнаружению минимум двух значительных складов автоматического оружия.
Все ведущие нефтяные компании США - включая "Эксон-Мобил", "Юнокал" и "Коноко-Филипс" - значились в списке целей, обнаруженном в убежище "Джемаа исламия" в городе Семаранг на центральной Яве. На протяжении прошлых месяцев, говорит глава отдела по противодействию террору Мбаи, наблюдались "признаки" планируемого нападения террористов на принадлежащую канадскому капиталу "Интернэшнл никел ко." ("Инко") на юго-востоке Сулавеси.
Предупрежденные западными службами безопасности иностранцы - высшие менеджеры "Инко" были эвакуированы в Джакарту.
В прошлом августе индонезийские войска захватили 30-летнего йеменца, которого считают вербовщиком "Аль-Каиды", когда он нелегально пробрался в автобус, перевозивший рабочих на гигантскую шахту по добыче меди и золота на Папуа, принадлежащую компании "Фрипорт". Его отвезли в Джакарту, где он и исчез, несмотря на охрану полиции. Видеосъемка "Фрипорт" использовалась в снятом "Аль-Каидой" в 2002 году пропагандистском фильме, обвиняющем многонациональные американские компании в эксплуатации рабочих-мусульман.
По словам западных специалистов в области безопасности, беспокойство в отношении возможности возобновления нападений террористов на иностранцев в Индонезии усиливается и в связи с рядом других факторов. Среди них - гнев мусульман в связи с издевательствами американских охранников над иракскими заключенными, повторный арест и приближающийся второй процесс над Абу Бакар Бааширом, которого считают бывшим духовным учителем "Джемаа исламия".
Индонезийские следователи говорят, что отсутствие политической воли со стороны слабой юридической системы Индонезии осложняет борьбу с "Джемаа исламия" и пять или шесть других доморощенных воинствующих групп, которые имеют собственную идеологию. Кроме того, в новой демократической Индонезии "нельзя просто задержать людей лишь потому, что они исповедуют какую-то конкретную философию", отмечает эксперт по терроризму Джонс.
Хотя полиция располагает списком имен более чем 350 индонезийцев, прошедших спецподготовку, включающую, например, обращение с пехотным оружием, чтение карт, установку мин-ловушек и взрывное дело, имена остальных 'профессионалов' пока не известны. "А что мы с ними будем делать? - спрашивает Мбаи. - Мы не можем найти их всех. Мы знаем, что это - опасные люди, но мы не можем тронуть их без ясных доказательств, свидетельствующих о том, что они непосредственно вовлечены в теракты".
Полиция утверждает, что мартовский взрыв в доме, расположенном в джакартском пригороде Чимангис, демонстрирует, насколько выросло число радикальных групп. В связи с этим взрывом было арестовано 12 человек, однако следователям еще лишь предстоит определить, как они вписываются в общую террористическую мозаику.
Взрыв также показал, что подготовка и вербовка боевиков продолжаются без помех, причем есть свидетельства нарождения второго поколения "Лашкар Кос" - боевого подразделения "Джемаа исламия", которое возглавлял Ридуан Исамуддин (он же Хамбали), захваченный в прошлом году в Таиланде и переданный США. Индонезийская полиция считает, что недавно его перевели с Диего-Гарсия в Гуантанамо на Кубе. Джонс предупреждает: "Джемаа исламия" - вполне живая и продолжающая свою деятельность организация, несмотря на то, что значительная часть ее руководства выведена из строя".