Россияне, будь то в театре, в сауне или на романтическом рандеву, постоянно выбивают себя и окружающих из колеи, поскольку никогда не отключают свои сотовые телефоны.
Ужас обуревает на высоте 10000 метров, а я в этот момент в полудреме. 'Оставь меня в покое', - неожиданно кричит мне сидящая рядом в салоне самолета женщина с несколько помятым лицом.
'Бог ты мой, может, в полудреме я не туда двинул рукой?' - проносится у меня в голове. Я уже собираюсь извиниться, но тут не верю своим глазам: зрелая дама в узком и столь же коротком черном платьице в небе, где-то над Крымом, включила свой сотовый телефон. После четвертой порции пива она оживленно беседует с кем-то, кто остался на земле.
Безграничная свобода
В отличие от Запада свобода в России временами бывает безграничной, если это касается разговоров по сотовому телефону, и не только, когда находишься над облаками.
Будь то в театре, на заседании, на банкете или во время рандеву, - если сидящий напротив или рядом человек начинает неожиданно громко говорить, это не означает, что он кому-то хочет что-то сказать: вполне вероятно, что он звонит по мобильному телефону. Когда собираются политики, чтобы обсудить будущее страны, порой бывает трудно понять, кто же держит речь, а кто болтает по мобильному телефону со своей женой или подружкой.
Даже в бане, представляющей собой сочетание сауны и чистилища, находясь у стоматолога, или в момент интимной близости мужчины и женщины порой вгоняют себя в пот звонками и пищанием сотового телефона и тут же хватаются за трубку. Особенно широкое представление о частной жизни других зрителей получаешь обычно, когда бываешь в кино: можно узнать, что должна приготовить на ужин жена, как решить заданную на дом задачку по математике или как тактично выманить родителей на пару часов из дома.
Без выключения звука
Конечно, бесчисленное количество сотовых телефонов звонит некстати и в Германии. Однако на пространстве между Калининградом и Владивостоком порой создается впечатление, что на рынке разрешено продавать только такие сотовые телефоны, которые не имеют режима молчания или же кнопки выключения. Во всяком случае, о тишине могут побеспокоиться только севшие аккумуляторы.
Кажется, что во время поездок многие россияне считают правилом хорошего тона звонить своим близким родственникам и друзьям перед взлетом и после приземления прямо со взлетно-посадочной полосы и сообщать им: 'Я сейчас взлетаю' или 'Мы только что приземлились'.
Сотовый телефон вместо соски
Злые языки доходят даже до утверждения, что телефон играет в таких ситуациях роль успокоительного средства: сотовый телефон вместо соски во рту.
Совсем уж злонамеренным было бы утверждение, будто более чем уместным в данном случае является желание почувствовать несколько большую уверенность, глядя на многие, не вызывающие на первый взгляд доверие, российские самолеты. (Лично я предпочитаю успокаивать себя тем, что вспоминаю прописную истину моего друга Игоря: 'Если эта птица не упала за 40 лет, то не упадет и на этот раз'.
Кстати, российские пассажиры хватаются за сотовые телефоны, находясь и на борту лайнеров авиакомпании Lufthansa - к негодованию стюардесс.
Непомерно дорогая услуга
Еще не так давно сотовый телефон для людей со средней зарплатой считался в России непозволительной роскошью. Любой человек, которого видели с сотовым телефоном, как и водитель дорогого немецкого лимузина на московских улицах, попадал под подозрение, что он - или не вызывающий доверия 'бизнесмен' или мафиози.
Ситуация изменилась кардинальным образом: по крайней мере, в больших городах тот, у кого нет сотового телефона, считается неудачником. Создается впечатление, что россияне, чтобы доказать обратное, стараются как можно чаще прикладывать к уху свой мобильный аппарат.
Платит тот, кому позвонили
Любовь россиян к сотовому телефону не знает границ: они, в отличие от Германии, обязаны оплачивать большинство входящих звонков сами: платит, как правило, не позвонивший, а тот, кому позвонили.
Тем не менее, для некоторых сотовый телефон это дешевая альтернатива: если в советские времена подсоединение к проводной телефонной связи было проблемой, то сегодня не редкость, когда за такую услугу в районах новостроек берут до нескольких тысяч долларов США.
Сотовый телефон в 'небесном тракторе'
Некоторые россияне не желают расставаться с мобильными телефонами даже высоко в небе. То, что в Германии может привести человека за решетку, в России порой даже не запрещено: некоторые авиакомпании разрешают вести телефонные разговоры со времени взлета до посадки. 'В этом самолете и без того старое оборудование, сотовый телефон делу не помешает', - прокомментировал недавно мой друг Игорь, улыбаясь, мою озабоченность на борту самолета Ан-24, который называют 'небесным трактором'.
Но сегодня мне с моей соседкой не совсем по себе: ведь мы находимся не в самолете типа 'Туполев', а в 'Боинге'. Пилот перед стартом категорически запретил вести телефонные разговоры. Поэтому я вздохнул, когда энергичная дама после пятого бокала пива помирилась под облаками со своим собеседником, и разговор закончился.
Ламбада вместо Лебединого озера
Очевидно, кроме меня, никто ничуть не волновался. 'Пресловутая немецкая враждебность к технике', -комментирует мой друг Игорь с добродушной улыбкой мою тревогу. Что касается телефонных разговоров в самолете, я был совсем не уверен, что могу ему очень уж сильно возражать. Но когда в Большом театре раздаются первые такты Лебединого озера Чайковского, а через ряд от вас неожиданно начинает раздаваться мелодия Ламбады, мне иногда хочется, чтобы и в России было несколько больше враждебности по отношению к технике.