Автор статьи - сотрудник нидерландской гуманитарной организации HealthNet International в Джелалабаде (Афганистан)
На прошлой неделе в городе Джелалабад на востоке Афганистана были сожжены пять автомашин Организации Объединенных Наций. Их подожгли люди, которые не хотят, чтобы в Афганистане состоялись выборы. Автомашины ЮНАМА - Миссии ООН по оказанию помощи Афганистану - регулярно становятся объектами взрывов мин с дистанционным управлением, поджогов и ракетных ударов.
До того, как я приехал в Афганистан, я всегда говорил, что ООН - выше всех сторон в конфликте и окаймленная оливковыми ветвями эмблема этой организации представляет собой наилучшую защиту. В сегодняшнем Афганистане это решительно больше не так. Оказывающие помощь организации стараются не пользоваться большими белыми автомашинами, так как тогда люди могут подумать, что вы из ООН.
Когда организация, в которой я работаю, готовила ознакомительную миссию в дальнюю афганскую провинцию, главной заботой было не допустить того, чтобы автомашину HealthNet International приняли за машину ЮНАМА. ООН превратилась из посредника в сторону в конфликте. Для многих людей в Афганистане нет разницы между ООН, коалиционными войсками под командованием США, коррумпированными и преступными полевыми командирами, захватившими власть в провинциях, и правительством Карзая: в конце концов все они - марионетки Буша.
Как получилось, что все это так далеко зашло? Частично в этом виновата сама ООН, которая почти ничего не предпринимает, чтобы ясно показать свою нейтральную позицию. Я регулярно наталкиваюсь в офисах ЮНАМА на американских военных, которые явно что-то там ищут. Офисы ООН в Джелалабаде охраняют разнузданные типы, не относящиеся к официальной афганской армии, но лояльные по отношению к сомнительным, настроенным против Талибана полевым командирам, стоящим сейчас у власти в этой части страны. Охрана сотрудников ООН, призванных помочь провести выборы в Афганистане, поручена наемникам британской фирмы Global Risk Strategies, которая также оказывает услуги войскам проамериканской коалиции в Ираке.
Политизация ЮНАМА - составная часть более широкого процесса поляризации и выходящего за пределы дозволенного поведения иностранцев в Афганистане. Американская помощь Афганистану во все большей мере становится политическим инструментом. Естественно, правительства уже многие десятилетия пытаются использовать помощь нуждающимся в ней народам для достижения своих геополитических целей. Но нынешняя американская администрация проявляет в этом откровенную наглость и чванство.
Колин Пауэлл - 'приличное лицо' американской администрации - восхвалял в октябре 2001 года оказывающие помощь развивающимся странам американские организации за то, что они являются 'приумножителем силы' американской внешней политики. Для 'ястребов' в американской администрации этого далеко не достаточно. Директор USAID - американского министерства помощи в целях развития - Эндрю Нациос открыто угрожал, что гуманитарные организации могут не получить контракты, если откажутся вести себя, как агенты американской администрации.
Еще опаснее для оказывающих помощь организаций неясный статус американской армии в вопросах восстановления экономической и других сторон жизни Афганистана. Военных под видом специалистов по оказанию помощи включают в состав так называемых 'Команд по восстановлению провинций'. В поддерживаемые организацией HealthNet International сельские поликлиники приезжали в прошлом месяце дружелюбные американские солдаты, предлагавшие генераторы и автомашины 'просто в качестве помощи'.
Это происходит без надлежащего обсуждения ни с оказывающими гуманитарную помощь инстанциями, ни с афганскими властями. Все это выглядит весьма приятно, но, помимо того, что нам всучивают непригодное к применению оборудование (как, например, управляемые компьютером стиральные машины, и это в стране без нормального снабжения электричеством), это укрепляет у местного населения мысль, что все западные организации, в конце концов, одинаковы.
Я по-прежнему слышу в Афганистане рассказы, что американские солдаты под видом медицинских работников приезжают в деревни, якобы, для проведения вакцинаций, а на самом деле ищут там скрывающихся бойцов Талибана. Американцы утверждают, что они больше не используют такую практику, но факт состоит в том, что я каждую неделю вижу в одном или другом месте разъезжающие без номеров автомашины, набитые бородатыми американцами с оружием в руках, хотя они и не одеты в военную форму.
Ущерб, наносимый всем этим работе гуманитарных организаций огромен. Исходный принцип 'нейтрального гуманизма' стал почти неприменимым. Недавнее убийство на западе Афганистана группы 'Врачей без границ' является доказательством того, насколько опасной стала ситуация. 'Врачи без границ' уже многие годы работают на западе Афганистана и пользуются большой поддержкой местного населения. Тем не менее, на их автомашину напали экстремисты, а представитель Талибана заявил, что сотрудники организации 'Врачи без границ' были убиты, потому что, якобы, работали на американцев под прикрытием гуманитарной помощи.
Для оказывающих помощь организаций становится все труднее сохранять независимую позицию в поляризованном мире. Девиз Буша и Бен Ладена одинаков: 'Кто не за нас, тот против нас'. Какой странный мир мы создали: ООН, которую охраняют наемники, американские солдаты, выдающие себя за сотрудников гуманитарных организаций и сотрудники оказывающих помощь международных организаций, которые стараются быть незаметными. В то время, как это могло бы быть так просто: военные должны заниматься своей главной обязанностью, а именно - сражаться и охранять мир и безопасность. ООН должна вести себя, как наднациональная организация со своим собственным мандатом. Наконец, гуманитарные организации должны оказывать помощь и вести себя как таковые. Они могут это делать, только являясь независимыми, а не превратившись в пособников какого бы то ни было правительства.