Сможет ли Египет выполнить свои обещания помочь в деле обеспечения безопасности в секторе Газа после размежевания с Израилем, не подорвав при этом стабильность в собственной стране?
Одним из главных мотивов, побудивших президента Египта Хосни Мубарака взять на себя роль по обеспечению безопасности в Газе, был страх перед разрастанием исламского радикализма: если ХАМАС вырвет власть из рук неумелой и коррумпированной Палестинской администрации, египетскому правительству станет намного труднее противостоять претензиям на власть со стороны собственных фундаменталистов. С другой стороны, политические шаги Египта в Газе могут привести к свертыванию внутренних проблем, что поставит под сомнение не только результаты его вовлеченности в дела Газы, но и саму целесообразность его присутствия там.
Тлеющий конфликт между египетскими властями и организацией 'Братья мусульмане' стал более очевидным в последние месяцы, превратившись в доминирующий фактор на внутренней политической арене. Являясь самым крупным и популярным оппозиционным движением в Египте, за что оно и было объявлено вне закона, 'Братство' до последнего времени избегало открытой конфронтации с правительством, ведя в основном миссионерскую и общественную работу, при этом используя другие партии независимых членов парламента в качестве проводников своих идей. Однако с начала 2004 года 'Братство' стало выступать более открыто, поигрывать политическими мускулами и требовать от правительства признать его как политическую партию.
Такая перемена в тактике совпадает с возникшей на Ближнем Востоке новой атмосферой политических реформ и тесно связана с позицией нового верховного руководителя 'Братства' Мухаммеда Махди Акифа. Сразу после его назначения в январе 2004-го он успел дважды бросить вызов правящему режиму. 3 марта Акиф провел открытую пресс-конференцию, на которой выдвинул 'Инициативу по реформированию египетского государства' с акцентом на официальное признание движения в качестве политической партии, в чем многие усмотрели попытку представить 'Братство' как союзника Запада в проведении реформ, предусмотренных концепцией 'Большого Ближнего Востока'. Немногим позже он провел широкомасштабные митинги в связи с убийством лидеров ХАМАС шейха Ахмеда Ясина и Абдель Азиза ар-Рантиси, которые, как и все основатели движения ХАМАС в Газе, некогда входили в состав египетского 'Мусульманского братства'.
Правительство ответило на возросшую активность движения, нанеся в середине мая такой удар по его инфраструктуре по всей стране, какого не наносило с 1994 года. 54 активиста движения были арестованы и осуждены за участие в заговоре по свержению правительства и созданию исламского государства, а также направлению с этой целью людей для прохождения военной подготовки в Ирак, Чечню и на палестинские территории. После того как один из арестованных, Акрам аз-Зухейри, умер 29 мая, 'Братство' обвинило правительство в его смерти и в пытках других заключенных.
Главной трудностью для египтян в Газе будет требование ХАМАС включить его в качестве ключевого партнера в Палестинскую национальную администрацию после израильской эвакуации. Это требование основывается на ведущей роли движения в насильственных действиях, предшествовавших израильской эвакуации, и дорогой цене, которую оно за это заплатило. В интересах Египта, естественно, отвергнуть это требование, так как предоставление ХАМАС ключевых позиций в управлении Газой подстегнет моральный дух и решимость исламистов в самом Египте. Более того, признав ХАМАС как политическую партию, входящую в палестинское правительство, Египту будет сложно отвергать право 'Братьев мусульман' на политический статус. Однако отказ от удовлетворения запросов ХАМАС может подтолкнуть движение к дальнейшему насилию. Как в этом случае будет реагировать египетский контингент сил безопасности? Жесткие ответные меры породят обвинения в адрес египетского правительства в оказании Израилю помощи в борьбе с муджахединами в Палестине, в то время как их соратники гибнут в египетских тюрьмах. Сцены столкновений между египетскими силами безопасности и членами ХАМАС повредят позиции режима и позволят 'Мусульманскому братству' мобилизовать улицу против него.
В статье, опубликованной на Интернет-сайте 'Братьев мусульман' 6 июня, содержится предупреждение о том, что в конечном счете Египет будет защищать 'сионистское государство' и мешать палестинцам вести 'сопротивление' против таких израильских целей, как поселения, остающиеся в секторе Газа до конца 2005 года, а также мстить за гибель своих 'мучеников'. Согласно этой статье, присутствие египетских сил безопасности в Газе может привести к новой оккупации взамен израильской. Поскольку палестинские власти явно не способны положить конец 'сопротивлению', эту работу придется взять на себя египетским силам безопасности, которые установят прямой контроль над сектором Газа и превратятся де-факто в его правительство. Наконец, самой причиной вовлеченности Египта в Газе называется 'сопротивление', а не оккупация, что посылает вредный для Египта сигнал.
В статье содержится требование к египетским властям делать все наоборот: противопоставить обязательство защищать интересы палестинского народа американскому и сионистскому давлению. Свои действия Египет должен координировать с движениями 'сопротивления', в первую очередь с ХАМАС, которое возглавляло насильственное сопротивление и, как считает общественность, должно быть вознаграждено за это участием в политическом управлении освобожденным районом.
Другие исламистские группировки категорически отвергли участие Египта в установлении безопасности в Газе считая это, с одной стороны, заговором с целью поссорить палестинцев и египтян, а с другой - средством для обеспечения безопасности сионистов, а не палестинцев (www.alshaab.com/2004/11-06-2004).
Внутренние проблемы Египта настолько ограничивают его политические шаги в Газе, что само его участие в процессе после размежевания поставлено под вопрос. Пока не разработан способ выйти из противоречия: вовлеченность Египта в дела Газы может стать фактором, способствующим беспорядкам внутри страны, а попытка избежать внутренней реакции, отказавшись от роли в Газе, что позволит ХАМАС продолжать насильственные акции против израильских объектов, приведет к прямому конфликту Египта с Израилем и, возможно, сторонниками размежевания на Западе.