На протяжении столетий художники, историки и туристы восхищаются загадочной улыбкой Моны Лизы. Похоже, что эффект, производимый шедевром Леонардо да Винчи, частично вызван случайными помехами в нашей зрительной системе.
Сотрудники исследовательского офтальмологического института Смит-Кеттлуэлл Кристофер Тайлер и Леонид Концевич изменили цифровую копию известной картины при помощи различных помех, вроде тех, что появляются на экране плохо настроенного телевизора. Затем они попросили 12 человек определить выражение лица Моны Лизы по четырехбалльной шкале, от грустного до веселого.
Как и можно было предположить, там, где помехи приподнимали уголки ее губ, Мона Лиза казалась веселее, а там, где губы, наоборот, были опущены, она выглядела печальнее. Более удивительно, с какой готовностью люди изменяли свое восприятие Джоконды.
По словам Тайлера, в нашей зрительной системе присутствует множество источников помех: колебания в количестве фотонов, ударяющихся о светопоглощающие клетки глаза, непроизвольная ложная активация абсорбирующих фотон пигментов и беспорядочность выбросов нейронов, передающих зрительные сигналы в мозг.
Ученый считает, что именно из-за этих естественных помех людям, рассматривающим картину, кажется, что она слегка меняется, и им не приходит в голову, что они видят одно и то же неоднозначное выражение.
"Возможно, это способствует тому, что картина производит столь сильное впечатление", - говорит Тайлер. Очевидно, Леонардо инстинктивно чувствовал то же самое.