Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Космические варианты

В космонавтике доминируют российские военные. Космические программы - как реакция на американские 'планы звездных войн'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Для президента Путина военная космонавтика остается важным элементом реализации своих представлений о новой России как мировой державе. По имеющейся информации, ракеты и военные спутники запускаются, как правило, с российского космодрома Плесецк, а не с Байконура в Казахстане

Российская космонавтика находится прочно в руках военных. Президент России Владимир Путин еще в марте расформировал гражданскую авиакосмическую структуру 'Росавиакосмос'. Главой нового Федерального космического агентства был назначен генерал-полковник Анатолий Перминов. Он контролирует не только деятельность страны в космической сфере, независимо оттого, имеет ли она гражданский или военный характер. Ему подведомственны коммерческие запуски спутников (в том числе и по заказам американских фирм), а также космодромы Байконур, Плесецк и Свободный вместе со всем их персоналом. Об этом сообщал в своем последнем номере специализированный журнал Flugrevue.

Назначением Перминова российский президент отреагировал на односторонний выход США из Договора по ПРО, пишет журналист Герхард Ковальски (Gerhard Kowalski), специализирующийся на космической тематике. Давно известно, что США планируют снова активно использовать космическое пространство в военных целях. Как пишет Ковальски, космический генерал 'очень настойчиво рекомендовал' себя на новую должность. Перминов до этого являлся командующим российскими Военно-космическими войсками, а перед этим занимал должность начальника штаба Ракетных войск стратегического назначения. Летом 2003 года он произвел на Путина впечатление во время Московского аэрокосмического салона показом ракет-носителей и спутников Военно-космических сил и добытой с их помощью информации. В конце прошлого года Перминов продемонстрировал 'высший пилотаж', позаботившись о том, чтобы в дружественной Белоруссии была передана в эксплуатацию радиолокационная станция 'Волна'. Согласно Ковальскому, объект обеспечивает Россию информацией о движении самолетов, ракет и спутников над Западной Европой и над Атлантикой. Это, по его словам, является российским ответом на планы президента США Джорджа Буша (George W. Bush) создания противоракетной обороны (BMD), находящиеся на стадии реализации и являющиеся новой редакцией старых планов создания стратегической оборонной инициативы (SDI).

Согласно журналу, Перминову также удалось, несмотря на финансовый дефицит в России, добиться выделения в последние два года Военно-космическим войскам в три раза больше средств, чем раньше. Более точных данных о размерах финансирования нет. Тем не менее, говорится в статье, было профинансировано строительство 20 военных спутников и их запуск.

Космонавтика была одним из самых наукоемких и престижных с политической точки зрения проектов Советского Союза, а позднее России. Об этом свидетельствовали некоторые совершенно новые достижения в этой области, такие, как запуск в 1957 году первого спутника, космический полет Юрия Гагарина в 1961 году и первый полет во Вселенную женщины, Валентины Терешковой, рекорды по продолжительности пребывания космонавтов в космосе и первая космическая станция со сменяемыми экипажами. После распада СССР произошла радикальная коммерциализация космонавтики. России были нужны деньги для запуска ракет и спутников, она сдавал в аренду места в космических кораблях и на космических станциях. Между тем, ежегодный бюджет на освоение космического пространства, а он не превышает 500 миллионов евро, составляет всего лишь десятую часть от расходов на эти цели в советское время.

С самого начала наряду с мирным освоением космического пространства важную роль, как и в США, играли военные интересы. Четыре года назад достоянием гласности стала прежде совершенно секретная советская военная космическая программа. Она была разработана еще до старта первого спутника и включала создание так называемых спутников-киллеров, а также военных космических станций и транспортных кораблей. На Байконуре, начиная с 1973 года, в боевой готовности находились постоянно шесть ракет-носителей с военным грузом, сообщал журнал Fliegerrevue еще в 2000 году. Так называемая система IS предназначалась для уничтожения в случае войны американских спутников-шпионов и навигационных спутников, она находилась на вооружении до самого распада Советского Союза.

Военная космическая программа включала также создание пулемета для космической станции 'Салют 3', боевой станции 'Каскад', а также советского варианта стратегической оборонной инициативы в качестве ответа на планы тогдашнего президента США Рональда Рейгана (Ronald Reagan). От первого спутника через этап создания космического транспортного корабля многоразового использования 'Буран' и до разработки самых современных стартовых комплексов - советские технологии могли соперничать с технологиями своего западного противника и даже превосходили их, считают наблюдатели.

Для президента Путина военная космонавтика остается важным элементом реализации своих представлений о новой России как мировой державе, говорится в июньском номере журнала. По имеющейся информации, ракеты и военные спутники запускаются, как правило, с российского космодрома Плесецк, а не с Байконура в Казахстане. Военные хотят к 2005 году завершить подготовку к запуску из Плесецка пилотируемого космического корабля.