Открытость и транспарентность - важный фактор в том, чтобы сделать более известным предприятие, а, тем самым, повысить и его рыночную капитализацию. В последнее время это в России стали понимать многие компании. Однако, этого долго не могли усвоить в крупнейшем российском нефтяном концерне 'Лукойл'. Концерн из-за недостатка гласности все еще отстает от конкурентов. 'Лукойл' часто называют 'министерством нефти', негласным органом, который мог бы многое рассказать, но говорит мало.
Теперь ситуация должна измениться: в начале недели глава 'Лукойла' Вагит Алекперов реагирует на ситуацию и назначает пресс-секретарем концерна известного телеведущего. Алекперов, будучи крупнейшим акционером, в руках которого находятся, по меньшей мере, 10,4 процента акций, очень заинтересован в успехе новой стратегии по связям с общественностью: она должна устранить ситуацию, когда концерн оценивают меньше, чем он того стоит, а это акционерам 'Лукойла' до сегодняшнего обходилось недешево.
Дело в том, что по запасам нефти и газа концерн занимает второе место в мире, а что касается капитализации, то он далеко отстает от своего российского конкурента концерна ЮКОС. Не говоря уже об отставании от таких мировых гигантов, как лидер рынка Exxon-Mobil.
ЮКОСу, благодаря транспарентности и найма западных менеджеров и наступательной работе со средствами массовой информации, удалось обойти крупнейшего соперника почти по всем показателям и, прежде всего, что касается котировок на фондовой бирже.
Курс акций должен вырасти в результате заявлений об открытости, и для этого 'Лукойл' намерен с умом использовать свою мощь: 'Лукойл', добывающий 81,5 млн. тонн сырой нефти, является крупнейшим нефтяным концерном. Его оборот в прошлом году увеличился на 40 процентов, составив 22,3 млрд. долларов США, а чистая прибыль выросла вдвое, до 3,7 млрд. долларов США.
Однако впечатляют не только показатели - есть, что продемонстрировать концерну и что касается стратегии. 'Лукойл', действительно, единственный нефтяной гигант России, работающий по всему миру: пятая часть добычи нефти и треть прибыли должны будут в 2013 году приходиться на деятельность за рубежом, и это, не считая крупного проекта, который реализуется концерном в Ираке.
'Лукойлу' принадлежат более 2000 бензозаправочных станций в США. Сюда следует добавить гигантское совместное газовое предприятие в Саудовской Аравии, проекты, связанные с добычей нефти в Азии, а также нефтеперерабатывающие заводы и крупную сеть заправочных станций в Восточной Европе.
Намечающаяся активизация сотрудничества с американской нефтедобывающей компанией Conoco-Phillips могла бы оказаться очень выгодной для 'Лукойла'. Conoco, очевидно, собирается приобрести в качестве стратегического инвестора государственный пакет акций в размере 7,6 процента и осваивать вместе с русскими нефтяные месторождения в Сибири. Аналитики указывают на то, что такой американский инвестор наращивает не только курсовой потенциал, но и может помочь открыть 'Лукойлу' двери в Ирак. Иными словами, - очевидный потенциал роста, который до сих пор был скрыт из-за недостаточной работы с общественностью.