Чрезвычайный и полномочный посол России в Индии Александр Кадакин, заявив в четверг, что Пакистан экспортирует терроризм в Чечню, всего лишь повторил и без того хорошо известный факт. И точно так же он не сообщил никакой новости, сказав, что чеченские боевики проходили подготовку в лагерях 'вблизи' границ Индии, имея в виду Пакистан и оккупированную Пакистаном часть Кашмира.
Общеизвестно, что сотни чеченских террористов, которые обучались 'Аль-Каидой', покинули Афганистан после падения режима талибов и нашли убежище в пакистанской зоне племен. Многих из них приняли, наравне с другими людьми 'Аль-Каиды', в лагерях по подготовке террористов, которые управляются такими организациями как 'Лашкар-э-Тайба' и 'Джаиш-э-Мухаммад', а также самим Управлением межведомственной разведки.
Что придает заявлению Александра Кадакина особое значение? Оно было сделано вскоре после нападения в четверг 200 чеченских боевиков на город Назрань в приграничной с Чечней Ингушетии, в результате чего 100 человек погибли, десятки получили ранения. В числе погибших были исполняющий обязанности министра внутренних дел республики Абукар Костоев, прокурор Назрановского района Билан Озиев, а также 18 сотрудников органов безопасности.
Во-вторых, заявление господина Кадакина последовало сразу же после его встречи с министром внутренних дел Индии Шивраджем Патилем, на которой они обсуждали пути и способы активизации уже имеющегося сотрудничества обеих стран в деле борьбы с терроризмом.
Значение этой встречи объясняет тот факт, что обеим странам приходится противостоять террористам, которых готовят в лагерях, находящихся в одной и той же стране. Серьезность той ситуации, с которой России приходится сталкиваться в Чечне, подчеркивается еще раз не только произошедшим в четверг нападением, но и убийством 9 мая в результате теракта президента Чечни Ахмата Кадырова и еще 20 человек, а также гибелью, спустя несколько дней, еще 11 российских военнослужащих.
Индии также до сих пор приходится воевать с трансграничным терроризмом, который поддерживается Пакистаном, несмотря на наладившийся в последнее время диалог.
Ни одной стране не приходится в ближайшее время рассчитывать на передышку. Россия воюет с чеченским терроризмом с 1994 года, Индия имеет дело с трансграничным терроризмом уже больше 20 лет. Последние данные разведки показывают, что Пакистан вновь открыл в оккупированной части Кашмира, а также в северных территориях, лагеря по подготовке террористов, которые были закрыты во время проводившейся под эгидой Соединенных Штатов операции против талибов и 'Аль-Каиды' в Афганистане. Так что теперь ожидается рост числа случаев пересечения террористами линии контроля.
Принимая во внимание географический фактор, собственно контртеррористические операции Индии и России придется вести порознь. Сотрудничество должно принимать формы обмена разведывательными данными, выработки общей позиции на международной арене, совместного давления на Пакистан, чтобы заставить его закрыть лагеря по подготовке террористов и прекратить спонсировать террористов. Кроме того, нужно также оказать давление на США, которые объявили Пакистан своим главным вненатовским союзником, чтобы и Вашингтон сыграл в этом деле более активную роль.
Только вот вопрос - а сможет ли Индия вынести это свое убеждение за пределы страны, если действительно отменит Акт о предотвращении терроризма?