Спорт несправедлив. Сборные Греции и Чехии порождают сенсации на футбольных ристалищах Европы, но самые лакомые контракты на рекламу остаются в карманах Зинедина Зидана, Рауля Гонсалеса, Дэвида Бэкхема и еще полудюжины игроков первого ряда, которые не перестают разочаровывать своих болельщиков.
Крупные рекламные контракты - то самое седьмое небо, взобраться на которое мечтают многие спортсмены. Однако мир рекламы, если и похож издали на рай, то рай этот управляется столь капризными и непредсказуемыми законами, что порой кажется, выдумали их боги древнегреческого пантеона. Спортивные достижения редко компенсируются в этом мире, зато свято блюдутся правила проведения конкурсов красоты. Анна Курникова - вторая в мире по суммам заключаемых с ней рекламных контрактов, около 20 миллионов долларов в год, несмотря на то, что вот уже больше года она вообще не появляется на корте, и за всю свою карьеру не выиграла ни одного турнира. Дэвид Бэкхем может сколько угодно мазать мимо ворот, пробивая пенальти, но суммы его рекламных контрактов еще далеко не достигли своего апогея.
Совсем немного остается Тайгеру Вудсу, самому известному в истории игроку в гольф, до того момента, когда он станет первым в мире спорстменом, чье личное состояние превысит миллиард долларов. Правда, уже два года он не выигрывал ни одного турнира. Но зачем ему сейчас так напрягаться? Все что от него требуется для рекламы - поддерживать себя в форме и постоянно улыбаться. Рекламная стратегия, использующая его имя, столь предусмотрительна, что Вудс имеет один контракт с фирмой, производящий солнцезащитные очки, на случай игры при хорошей погоде, и другой контракт - с фирмой, производящей зонты, когда приходится играть в дождь.
Реклама - одна сила, управляющая нашей жизнью, спорт - другая. Когда они смешиваются друг с другом, получается нечто, чего мы еще не можем ни понять, ни осознать до конца. Давно закончились те времена, когда знаменитый спортсмен позировал перед камерами просто так, а не на фоне какого-нибудь продукта. Сейчас и он сам, и его имя уже превратились в товарный брэнд, в торговую марку. Год назад
в Гвадалахаре чуть не был сорван национальный чемпионат по легкой атлетике, в котором участвовала Ана Гевара (чемпионка мира 2003 года в беге на 400 метров), по той причине, что у спортсменки подписан контракт с крупной компанией по производству тонизирующих напитков, а чемпионат спонсировала конкурирующая фирма.
Гонорары за участие в рекламе - самая крупная статья доходов известных спортсменов. Теннисистка Серена Вильямс зарабатывает на корте два - три миллиона долларов в год, и в десять раз больше, рекламируя различную продукцию, начиная от жевательной резинки и заканчивая автомобилями. Поэтому не случайно, атлеты все меньше и меньше времени затрачивают на тренировки и совершенствование мастерства и все больше - на рекламные съемки. Многие испанские спортивные аналитики задавались вопросом, какова связь между поражениями знаменитой команды 'Реал Мадрид' на футбольном поле и необходимостью следовать правилам рыночных технологий. 'Реал Мадрид' используется как единая торговая марка и одновременно как одиннадцать независимых торговых марок. Когда же игрокам заниматься подготовкой к борьбе с соперниками на стадионах?' - спрашивают испанцы.
Эта конфликтная ситуация, сложившаяся между рыночными технологиями, маркетингом, рекламой с одной стороны, и состязательным духом спорта - с другой, наверное, многое может прояснить по поводу причин все учащающихся провалов великих команд в играх с командами не столь известными и великими. Поражение 'Реал Мадрид' в матче со сборной Монако за первенство в Лиге европейских чемпионов - лишь небольшой эпизод, иллюстрирующий эту закономерность. В баскетбольной лиге NBA скромные и малоизвестные 'Пистонс' из Детройта заставили испытать горечь поражения знаменитых 'Лэйкерс', каждый игрок которых 'стоит' миллионы долларов. В бейсболе некогда могущественные 'Янки' в последние три года терпели неожиданные поражения от малозначащих провинциальных команд из Аризоны и Флориды.
Судя по всему, спорт уже никогда не будет щедрым и справедливым по отношению к тем, кто выбрал его в качестве жизненного пути. Спортивные соревнования профессионалов с каждым днем все больше будут следовать не духу здорового соперничества атлетов, а законам рыночных технологий. В этих соревнованиях будет присутствовать все меньше спортивных ценностей, которые родились в первой половине ХХ века. Наверное, то, что происходит сегодня - конец одной эпохи в истории спорта. И начало другой. Как заметил Маршалл Маклухан, мы - лишь первобытные люди новой цивилизации.