Футбол живет не только поражениями. Двенадцать сборных, потерпевших поражение на чемпионате Европы в Португалии, показали и игру достойную того, чтобы о ней помнили. А потому нет ничего лучше, чем сравнить эти команды с девятью музами греческой мифологии и поговорить обо всем том хорошем, приятном, восхитительном и эмоциональном, что есть в футболе.
В греческой мифологии было всего девять муз, а стран, чьи сборные не смогли дойти до полуфинала - двенадцать, так что мы пойдем на небольшую хитрость и к девяти покровительницам искусств добавим их отца - Зевса, их мать - Мнемозину и Аполлона-Мусагета - греческого бога, выступавшего в качестве опекуна, покровителя и предводителя девяти муз. Итого получится двенадцать.
Каллиопа - 'прекрасноголосая', муза эпической поэзии. Это Италия. Потому как именно эпическим стало поражение этой сборной, и именно эпическим было отразившееся на лице Кассано (Cassano) страдание, когда он узнал, что его гол в ворота Болгарии оказался бесполезным.
Насколько эмоциональным было зрелище борьбы сборной Италии, когда все уже казалось потерянным, настолько же эмоциональным было ощущение близкого триумфа и горечь поражения. И вот эти последние мгновения матча достойны быть воспетыми прекрасноголосой Калиопой.
Урания - 'небесная', муза астрономии. Это Франция. Ни у одной команды не было столько звездных игроков, как у Франции. В отличие от больших звезд, что вспыхивают ярко, гаснут мгновенно и превращаются в зрелищные трупы (наподобие Джеймса Дина), большие звезды Франции живут не спеша, но все когда-нибудь приходит к своему концу и, похоже, что у Бартеза (Barthez), Десайи (Desailly) и, возможно, Зидана (Zidane) запас водорода уже истощился.
Выиграв предыдущий чемпионат Европы, Франция, подобно тому, как это случилось с Солнцем, превратилась в красного гиганта, а сегодня она лишь белый карлик, и его электроны больше не могут приблизиться друг к другу. А ведь звезды рождаются из облака звездной пыли, и новой французской сборной необходимо целое облако молодых талантов, чтобы зажглась новая звезда. Ничто не вечно, даже Анри (Henry).
Полигимния - 'богатая гимнами', муза торжественных гимнов. Это Россия. Музыка вновь обретенного гимна Советского Союза настолько торжественна, что одно появление российских футболистов на поле должно вселять в противника страх. Но Полигимния так и не смогла помочь российской сборной, потому что футболисты этой команды, как только отзвучат последние звуки гимна и начинается футбол, растворяются подобно хорошему куску сахара.
Эрато - 'возбуждающая желания', муза любовной поэзии. Это Дания. Каждая сборная хочет быть Данией, потому что завидует этой сборной, выигравшей чемпионат Европы, не тренируясь, не напрягаясь и только-только вернувшись из прерванного отпуска. И все мы любим Данию, потому что это родина Лаудрупа (Laudrup), потому что это маленькая страна, играющая в футбол весело и даже с каплей сумасшествия (благодаря Гравесену). И все мы, конечно, любим Томассона (Thomasson).
Терпсихора - 'наслаждающаяся танцем', муза танца. Это Болгария. Сборная этой страны всегда на цыпочках проходит по играм всех крупных чемпионатов. И, несмотря на что, что Стоичков (Stoichkov) утверждал, что болгарская сборная станет открытием Евро-2004, команда проиграла три матча и забила один лишь гол. Танцы в темноте.
Мельпомена - 'поющая', муза трагедии. Это Англия. Выбывшая из борьбы по пенальти и измученная промахами своей главной звезды Бекхэма (Beckham). Поражение вслед за поражением: причина трагедии английской сборной - страшное проклятие, наложенное футбольными богами на эту страну, породившую этот современный футбольный Олимп. Воспой, о муза, трагедию Бекхэма пробивающего пенальти в сторону Гонолулу!
Талия - 'праздничная', муза комедии. Это Швейцария. Тренер сборной Коби Кун (Jacob Kuhn), сказал, что Швейцария - это далеко не только коровы, шоколад, снег и банки. Очень хорошо, но думаю, что это 'далеко не только' не имело никакого отношения к футболу. С другой стороны, швейцарский голкипер Штиль (Stiel) чуть не совершил самую большую глупость на этом чемпионате.
Эвтерпия - 'увеселяющая', муза лирической поэзии. Это Хорватия. Хорватская сборная, возможно, серьезнее всех относится к тому, что называют выражением 'национального самосознания', но это все. Кроме того, ее болельщики очень напоминают болельщиков 'Атлетико де Мадрид'. Чистой воды лирика.
Клио - 'прославляющая', муза истории. Это Испания. Всегда верна истории своих поражений. Прошлое мы узнаем лишь для того, чтобы повторять его вновь и вновь. Наше полное поражений прошлое сделало нас знаменитыми во всем мире. А потому не надо разочаровывать весь мир.
Остается Зевс, возжелавший Латвию так же, как прежде желал стольких богинь и смертных. Повелитель Олимпа дал на этом чемпионате Европы шанс маленькой симпатичной стране, где всего лишь восемь команд, принимающих участие в национальном чемпионате. Зевс он такой.
А Мнемозина - богиня памяти - это то, что осталось от Германии. Аполлон - покровитель искусств, олицетворение молодости и красоты - это Швеция. Это молодость Ибрагимовича (Ibragimovich) и красота команды, выходящей на футбольное поле с радостью. Лишь четыре страны играют в полуфинале, но только одна из них будет пить в воскресенье нектар и амброзию на Олимпе лиссабонского стадиона 'Луж'.