Самый богатый человек России сидит в тюрьме, его компании грозит банкротство, но российские бизнесмены планируют продолжить инвестиции в отечественную промышленность, дабы не рассердить Кремль, твердо настроенный удвоить ВВП к 2010 году.
Крупнейший акционер нефтяного гиганта 'Юкоса', Михаил Ходорковский, по-прежнему остается в тюрьме. Его судят за мошенничество и уклонение от уплаты налогов, и многие полагают, что дело было инициировано по указу Кремля.
'Юкос' же обвинили в неуплате налогов на сумму 7 млрд. долларов. Многие аналитики считают это официальным наказанием за политические амбиции Ходорковского. Тем не менее, российские бизнесмены пока не сокращают инвестиции и не увеличивают вывод капитала, очевидно, опасаясь, что будучи недостаточно полными энтузиазма относительно Президента Путина, они могут повторить судьбу 'Юкоса'.
'Мы можем не найти желающих вывести деньги из страны', - говорит аналитик ING Юлия Цепляева. Говоря о стремлении Путина избавить Россию от олигархов - бизнесменов со связями в правительстве, нажившими состояния во время приватизации 1990х годов, часто с использованием сомнительных схем, - она добавила: 'Они понимают, что это будет воспринято как вызов агрессивно заявленной путинской политики деолигархизации. Вопрос 'Кто следующий?' пока еще не снят с повестки дня'.
Однако иностранные инвесторы, менее зависящие от Кремля, теперь могут дважды подумать, прежде чем вкладывать деньги в Россию.
Аналитик Альфа-Банка Крис Уифер считает, что инвесторы понимают, что окончательное решение судьбы 'Юкоса' остается за Путиным. Если компания обанкротится, добровольно или насильно - неважно, инвесторы воспримут это как президентское решение, которое полностью противоречит сигналам, подававшимся в последнее время.
В прошлом месяце Путин пообещал, что правительство сделает все возможное, чтобы предотвратить гибель 'Юкоса', но позже налоговики выставили компании новый счет. И он может оказаться не последним, сказал вчера Генпрокурор России.
Банкротство 'нанесет огромный ущерб инвестиционной надежности, покажет нарушения против миноритарных инвесторов со стороны государства', указал Уифер.
'Если это произойдет, боюсь, правительство постарается ускорить темпы роста путем агрессивных интервенций и заставить российские компании вкладывать деньги в экономику, чтобы заменить прекратившиеся прямые иностранные инвестиции'.
Однако экономический консультант инвестиционного банка ОФГ Алексей Заботкин считает, что бизнес посмотрит, что произойдет с активами 'Юкоса' после банкротства.
'Если активы будут проданы прозрачным способом и окажутся в руках частных компаний, можно будет подумать, что инцидент был вызван лишь политическими разногласиями между Путиным и Ходорковским, - говорит он. - Если же активы перейдут государству, это будет означать, что правительство не желает отказываться от идеи деприватизации'.
Если российские бизнесмены уловят хотя бы намек на деприватизацию, это будет означать возврат к атмосфере середины 1990х, когда деловые круги предпочитали выводить деньги из страны.