Когда Пол Хлебников проводил презентацию первого номера экономического журнала Forbes на русском языке, главный редактор размышлял о капитализме made in Russia. 'Люди здесь взлетают и падают с захватывающей дух скоростью', - говорил Хлебников.
Гражданин США Хлебников, ему был 41 год, знал, о чем говорил: журналист российского происхождения из американского журнала Forbes долгое время занимался изучением феномена появления больших состояний в постсоветской России. В 1996 году, в самый разгар эпохи президента Бориса Ельцина, он опубликовал статью о Борисе Березовском, предпринимателе, который, как казалось, будучи богатым, пронырливым и имея прекрасные связи в Кремле, контролировал большую часть российской политики. 'Борис Березовский крестный отец Кремля? - задавался вопросом Хлебников - и отвечал. - Выглядит определенно именно так'.
Хлебников сделал Березовского предметом нелицеприятного биографического исследования (Крестный отец Кремля, изд-во Econ) и показал, как Березовский якобы вывел из России сотни миллионов долларов. Позднее он написал на основе статьи о чеченском боссе гангстеров книгу 'Разговор с варваром'.
Осенью 2003 года издатель Forbes пришел к выводу, что пришло время для издания журнала о состоятельных людях на русском языке. Проект американские издатели договорились осуществлять вместе с издательством Акселя Шпрингера (Axel Springer), и осенью 2003 года назначили Хлебникова главным редактором.
Для первого номера Forbes на русском языке, опубликованного в апреле, исследование и оценку состояний '100 самых богатых людей России' проводила команда в составе восьми человек. Среди этих богатых они насчитали 36 миллиардеров только в Москве. В стране, где между людьми существуют большая социальная пропасть, этот перечень имел взрывную политическую силу.
Когда вечером в прошедшую пятницу главный редактор вышел из редакции, расположенной вблизи московского Ботанического сада, несколько человек открыли по Хлебникову из автомашины темного цвета огонь из автоматического оружия. Одному из своих подбежавших коллег Хлебников сказал, что не имеет понятия, кто и почему в него стрелял. Несколькими минутами позже отец троих детей скончался на пути в больницу.
Машину убийц, конечно, нашли, однако их следов не обнаружили. В то, что первое заказное убийство иностранного журналиста в России будет расследовано, верить не приходится: за последние четыре года в России, прежде всего, в провинции, были убиты, по меньшей мере, двенадцать журналистов, проводивших свои собственные расследования. Ни одно из убийств расследовано не было.
Телеведущий Савик Шустер считает убийство принципиальным предостережением. 'Это убийство адресовано ко всем журналистам: не занимайтесь в России журналистскими расследованиями'.