Москва до сих пор находится в состоянии шока от убийства Пола Хлебникова в ночь на субботу. Красивый мужчина, мечта любого телепродюсера, Хлебников активно участвовал в разнообразных ток-шоу и программах, посвященных вопросам политики и бизнеса. У него был совершенно особенный талант - критиковать происходящее в России и указывать на необходимость перемен и в то же время гордиться своим русским происхождением.
Что же было мотивом его убийства? Что ж, здесь, в отличие от многих других дел, милиция совершено права: дело 'связано с его профессиональной деятельностью'.
Журналисты и вообще люди, связанные со средствами массовой информации, имеют все основания бояться за собственную жизнь, если говорят или пишут о том, сколько у кого денег, а русская версия журнала 'Форбс' писала об этом исключительно много. По словам Бориса Березовского, Хлебников отнюдь не был вдумчивым бизнес-журналистом и не стремился обращать внимание на мелкие подробности. Однако, когда русский 'Форбс' вышел со своим списком ста самых богатых людей России, многие в местной элите, которым и без того неплохо известно, у кого чего и сколько, в большинстве своем были согласны с оценками журнала.
Все, о чем говорят в связи с убийством, указывает на то, что это преступление вряд ли раскроют. Удар был нанесен очень профессионально. Перед смертью Хлебников сказал, что никогда не видел прежде человека, который выпустил в него четыре пули. Смерть Хлебникова - это страшная потеря для всего процесса, которому он стремился содействовать - чтобы Россия, наконец, реализовала свой огромный потенциал.
В пятницу также умерла лучшая телевизионная открытая политическая дискуссия, которую я когда-либо видел. 'Свобода слова' со своим ведущим Савиком Шустером всегда поднимала злободневные темы, проходила весело, и в ней высказывались провокационные мысли. До недавнего времени политические фигуры всего спектра сил, представленного в России, могли встать здесь лицом к лицу в прямом эфире. Когда в пятницу было объявлено, что программа больше не будет выходить в эфир, было такое чувство, что Шустер говорит последнее 'прости'.
Перед тем, как браться за топоры и искать в снятии программы с эфира 'руку Кремля', необходимо напомнить, что проблемы со 'Свободой слова' были именно у такого небезызвестного государственного учреждения, как Дума. Депутаты из 'Единой России' стали в последнее время бойкотировать программу, так как в подавляющем большинстве случаев - и им самим это было видно - они представали там совсем не в лучшем виде. Да и недаром - большинство из них не представляет, какие именно идеи они проводят в жизнь, за исключением того, что это идеи Кремля.
В общем, НТВ, которое впору уже называть Нет-ТВ, заметно поблекло за последнее время. Ушел Леонид Парфенов, потому что не мог больше сдерживать свой журналистский пыл; покидает экран Шустер, потому что 'Единая Россия' не может больше смотреть в зеркало, в котором ее члены предстают клоунами, и программа Александра Герасимова 'Личный вклад' была, скорее всего, также снята с эфира несколько часов назад.
Должен признаться, что для меня лично это разочарование. Практически ничего не указывает на то, что политические программы когда-либо серьезно влияли на общественное мнение в России. Я видел, как зрители 'Свободы слова' соглашались со всем, что говорили в эфире Зюганов или Жириновский, однако после программы они заявляли, что поддерживают только Путина.
Эти передачи, конечно, не формировали общественное мнение, но во всяком случае служили 'предохранительным клапаном' для политического пара, давление которого всегда поднимается после безликих выпусков новостей. Как и везде (надеюсь), телезрителям в России нравится верить в то, что им действительно предлагают весь спектр политических мнений.
Кремль поступает крайне неосмотрительно. Убирать политику из эфира - огромная ошибка. Убирать политику - значит лишать многих русских их любимого развлечения.