По Москве в самое горячее для отпусков время идет странное волнение. Перед обменными пунктами толпятся люди, желающие обменять рубли на доллары. В банках нервные клиенты опустошают денежные автоматы. Откладываются поездки в отпуск. Служащие отпрашиваются с работы, чтобы спешно снять со своих сберегательных книжек накопления и обезопасить их. Рестораны и магазины не принимают кредитные карточки. Дума дискутирует о принятии срочных мер для предотвращения финансового коллапса. Мало того, что внимание общественности приковано к нефтяному концерну, которому грозит банкротство, так теперь в России разразился еще и банковский кризис.
Всеобщее внимание привлекли, прежде всего, два кредитно-финансовых института, каждый из них имеет несколько сот тысяч частных клиентов: 'Альфа-банк', пятый по значимости банк страны, имеющий собственный капитал в размере 700 миллионов евро, и 'Гута-банк', занимающий на российском финансовом рынке 26-е место и имеющий собственный капитал в сумме 128 миллионов евро. Последний фактически прекратил свою деятельность после того, как перед этим в течение всего одного месяца потерял 20 процентов своих активов. 'Гута-банк' с целью спасения от краха пришлось купить государственному Внешторгбанку.
Ситуация с крупнейшим частным банком России якобы несколько лучше. 'У 'Альфа-банка' нет проблем с выплатой наличных, наша единственная проблема заключается в том, что от нас уходят клиенты, которые заразились паникой на рынке', - говорит президент банка Петр Авен. С начала недели со счетов 'Альфа-банка' было снято 100 миллионов долларов США. По оценке Авена, в ближайшие недели банк потеряет 700 миллионов долларов США, что составляет половину вкладов физических лиц.
С тем, чтобы остановить отток капитала, 'Альфа-Банк' ввел даже в виде наказания за закрытие счетов сбор в размере десяти процентов. Но это пугает не всех. 'Я лучше заплачу 200 долларов', - говорит мужчина, снимающий со счета в одном из московских филиалов банка 2000 долларов США.
Для большинства экспертов и политиков, считавших экономическую ситуацию в стране стабильной, банковский кризис оказался полной неожиданностью. Понятное дело, если уровень инфляции снизился в июне до 0,8 процента, а валютные резервы Центрального банка достигли рекордной величины в 70 миллиардов евро. Зарубежные долги давят на российскую экономику намного меньше, чем в прежние годы. Помимо этого высокая цена на нефть делает государственный бюджет уже пятый год подряд профицитным.
Финансовые аналитики едины в том, что в настоящее время предпосылок для системного кризиса, как это было в 'черном августе' 1998 года, когда произошел обвал рубля, нет. Несмотря на это, они в ближайшем будущем ожидают банкротство большого числа фирм, которое будет сопровождаться крахом некоторых более или менее солидных банков.
Первым из них был Содбизнесбанк. Кризис начался с того, что Центральный банк отозвал у него в середине мая лицензию. Обоснование было таким: банк отмывал деньги, полученные преступным путем. За ним последовали некоторые региональные банки, в Интернете неожиданно появился 'черный список' проблемных банков, которые якобы будут закрыты.
Растущая нервозность на финансовом рынке имела следствием прекращение в банковской сфере кредитных сделок, что, в свою очередь, привело к неплатежеспособности трех более мелких банков и к панике среди вкладчиков. В начале июля 'кризис доверия', наконец, захватил 'Гута-банк' и 'Альфа-банк'. В Москве с напряжением ждут, кто же станет новой жертвой.
Сегодня в России насчитывается 1300 коммерческих банков - слишком много, как говорят эксперты. Дело в том, что одни финансовые учреждения нестабильны, они не в состоянии выживать без государственной поддержки, другие вообще не работают. Центральный банк планирует мягкую зачистку рынка в ходе крупной банковской реформы. Теперь реструктуризация банковского сектора, видимо, замедлится, до той поры, пока не уляжется паника.