Позавчера в рамках конфликта вокруг республики Южная Осетия, провозгласившей в 1992 году свою независимость от Грузии, конфликтующие стороны вернулись за стол переговоров. После десяти дней жесткой конфронтации и находясь на пороге вооруженных столкновений. В Москве совместная контрольная комиссия, созданная в 1992 году, обсуждает пути 'мирного урегулирования конфликта'. В комиссии представлены Грузия, Южная Осетия, Россия и российская автономная республика Северная Осетия.
Грузия выдвигает на переговорах два основных требования: Тбилиси, с одной стороны, требует 'демилитаризации' Южной Осетии. Под этим понимается разоружение вооруженных сил республики и вывод нескольких сот добровольцев, поспешивших на защиту Южной Осетии из Северной Осетии, из республики Абхазия, отрекшейся от Грузии, а также из других районов Кавказа. С другой стороны, выдвигается требование об участии Грузии в работе совместного таможенного пункта, который предстоит открыть у Рокского тоннеля, на единственной транспортной магистрали, соединяющей Северную и Южную Осетию. Свое требование Тбилиси обосновывает необходимостью положить конец контрабанде, которая действительно составляет значительную часть дохода Южной Осетии.
Главное требование республики Южная Осетия, которое российская сторона поддерживает до сих, состоит в том, чтобы вытеснить Грузию со всех позиций, которые она заняла самовольно, вопреки договорам в последние месяцы. Это касается ликвидации, по меньшей мере, пяти 'таможенных пунктов', которые грузины установили на южноосетинской территории в селах, где преобладает грузинское население. Кроме того, Грузия разместила в республике воинские части, как предполагается, численностью свыше 1000 человек. Выдвигается требование о их выводе.
Грузинское правительство надеется, что ему в целом удастся реализовать свои требования с помощью сильного давления на Москву со стороны НАТО. Действительно, позиция России выглядит противоречивой. Президент Грузии Михаил Саакашвили всячески льстит своему коллеге Владимиру Путину, называя его 'благоразумным прагматиком', в то же время обвиняя 'определенные российские круги' в том, что те проводят империалистическую политику и ведут дело к военному конфликту. В какой мере поддерживает относительно жесткую позицию российского Министерства иностранных дел Путин реально, неизвестно. Пока он по поводу конфликта не высказывался.