Встреча стран НАТО на высшем уровне в Стамбуле в конце июня еще раз показала, что альянс идет курсом экспансии. Главными направлениями были четко обозначены, с одной стороны, Кавказ и Центральная Азия, а с другой, - Северная Африка и Ближний Восток. В Афганистане НАТО ведет войну совершенно официально, в Ираке, по крайней мер, де-факто, поскольку военнослужащие 16 из 26 стран-членов союза участвуют в оккупации этой страны.
Из Афганистана и Ирака театр военных действий будет расширен (или возникнет угроза его расширения) - сначала на Пакистан и Узбекистан, а также на Сирию и Иран. Обе уже оккупированные страны, где НАТО собирается неограниченное время держать свои войска и военные базы, образуют клещи, охватывающие весь регион Ближнего и Среднего Востока, где, прежде всего США, хотят осуществлять долгосрочную стратегию дестабилизации и переворотов.
Под знаком экспансии стоит и официально объявленная правительством США программа переориентации и реструктуризации военных баз. Центральной целью этой программы, как и вообще всех реформ вооруженных сил НАТО, является повышение готовности войск к быстрому развертыванию. Если во время Холодной войны военные базы служили, в первую очередь, для обозначения и стабилизации собственной сферы влияния, то сейчас они ориентируются и будут ориентироваться в будущем на военное вмешательство в любой момент и практически в любой точке мира.
Вместо дорогостоящих, крупных военных баз с большой численностью войск (а также большими социальными расходами, так как семьи военнослужащих проживают вместе с ними на военных базах), в будущем центр тяжести переместится на широкую сеть так называемых Forward Operating Bases (передовые оперативные базы). Такие базы при необходимости могут быть быстро задействованы и расширены, в то же время при нормальных условиях на них размещается небольшое число военнослужащих или даже только технический персонал для обслуживания техники. В ряде случаев речь идет лишь о согласованных правах на использование или модернизацию баз других стран, в соответствии со стандартами НАТО, и до поры до времени сами американские войска не появляются.
Другое направление реструктуризации состоит в том, чтобы по мере введения в строй новых баз, которые будут располагаться вблизи России, а также стратегической наступательной цели, Ближнего и Среднего Востока, сокращать или даже совсем расформировывать старые базы, существующие уже десятилетия вдоль линии фронта Холодной войны, прежде всего в Германии, а также в Японии и Южной Корее. Сюда же относится и еще одно главное направление - Западная Африка, где у США пока практически нет военных баз. Значение этого региона объясняется тем, что Соединенные Штаты через 10 лет будут удовлетворять оттуда, как предполагается, примерно одну четверть своей потребности в нефти. Уже сейчас этот показатель составляет 15%.
Третьим центральным аспектом реструктуризации системы военных баз является повышение 'гибкости', то есть военной дееспособности США, все больше ориентированной на изменения соотношений между союзами. Благодаря своей традиционной системе союзов, США зависят от относительного небольшого числа партнеров, хотя все же время от времени возникает необходимость компромиссов. В будущем американское правительство надеется располагать более разнообразным набором альтернатив, чтобы в случае, если один из партнеров не допустит или допустит только в ограниченном масштабе использование баз на своей территории для ведения войны Соединенными Штатами, это было бы для американцев не особенно болезненно.
В долгосрочной перспективе США могут создать большее число баз с более высокой готовностью к быстрому развертыванию и одновременно значительно снизить расходы на них. В краткосрочной перспективе, однако, США предстоят в связи с перестройкой системы военных баз такие высокие расходы, что программу придется растягивать на многие годы, а изменения будут осуществляться лишь постепенно. Создание конкретного графика проведения реструктуризации пока не завершено.
Восточная Европа
В то время как американские войска в Германии (в настоящее время 70 000 человек) в ближайшие годы будут сокращены на 50%, а возможно и на 70%, США намерены значительно расширить свое военное присутствие в Восточной Европе, в частности в Болгарии и Румынии. Обе эти страны, вступившие в НАТО в марте, в последние годы уже предоставляли в распоряжение альянса базы. В Болгарии американцы могут использовать базу ВВС в Сарафово и порт Бургас на черноморском побережье, в Румынии - военный аэродром 'Михаил Когалничеану' и порт Константа. Во время нападения на Ирак в марте 2003 г. на этих базах, игравших важную роль для снабжения войск, было размещено несколько тысяч американских солдат. В распоряжении американцев и венгерская база ВВС в Тасзаре, которую они впервые использовали в 1995 г. для вмешательства во время гражданской войны в Югославии.
Восточная Европа интересна для США и как полигон для военных маневров. Уже давно американские военные жалуются, что на территориях своих традиционных союзников, таких как Германия или Япония, они вынуждены соблюдать массу правил и ограничений, например, в отношении окружающей среды или населения. В Восточной Европе в распоряжении американцев не только более обширные полигоны, там они пользуются еще и большей свободой действий. Поэтому уже с 1996 г. особой популярностью среди американских и британских военных пользуются польские полигоны. В воздушном пространстве над Черным морем, граничащем с Румынией и Болгарией, на боевых самолетах будут тренироваться американские летчики.
Ближний Восток
С 2001 г. США официально вывели большую часть своих войск из Саудовской Аравии, якобы, пойдя навстречу саудовскому режиму, у которого возникли трудности с обоснованием легитимности их пребывания. На самом деле одновременно шло массированное расширение американских баз в Катаре, Кувейте, Омане, Бахрейне и Объединенных Эмиратах, - все они расположены очень близко от потенциальной цели нападения - Ирана. Кроме того, американцы могут, в принципе, воспользоваться широкой сетью баз в Саудовской Аравии, которая создавалась под контролем США и полностью ориентирована на их потребности.
Африка
В прошлом США как-то сдерживали свое военное присутствие в Африке, за исключением короткой авантюры в Сомали в первой половине 90-х годов. Только с Кенией существует формальное соглашение от 1980 г., позволяющее США использовать в военных целях порт города Момбаза и двух аэродромов.
После 11 сентября 2001 г. США укрепились в Джибути, Северная Африка, разместив там контингент в 2000 человек. Здесь еще со времен колониальной эпохи существует французская военная база. Маленькое, с географической точки зрения, государство представляет собой идеальный плацдарм для потенциальной интервенции как в Йемен, на севере, так и на Сомали, на юге.
В Джибути была создана штаб-квартира американских Combined Joint Task Force, под предлогом борьбы с терроризмом отвечающих за контроль над всем регионом при поддержке частей многих стран-членов НАТО, в том числе и бундесвера. Special Forces содержат военную базу Camp Leminier, а у побережья постоянно пришвартован десантный корабль с 600 моряками на борту. ЦРУ тоже организует свои операции из Джибути.
В ходе начавшейся реструктуризации Пентагон стремится создать базы в Западной Африке, прежде всего в богатом нефтью районе Гвинейского пролива. В некоторых сообщениях говорится о планах по созданию нескольких десятков баз, однако эти планы находятся, очевидно, еще в стадии обсуждения. Наверняка в этом 'ансамбле' будет фигурировать крупный аэродром, а также части, обеспечивающие высадку десанта и снабжение флота. Аналогично водному пространству вокруг Северо-восточной Африки и Аравийского полуострова, а также южной части Средиземного моря, американские военные корабли, включая как минимум один авианосец, опять же при поддержке других членов НАТО, могли бы постоянно находиться и у Северо-западного побережья Африки, используя какой-либо определенный порт.
Предполагаемые страны, где разместятся американские военные базы в регионе, имеют преимущественно мусульманское население, в частности Сенегал, Мали, Мавритания, Нигер, Чад, Гана, Марокко, Тунис и, возможно также, Алжир. В большинстве случаев речь будет идти не о сооружении новых баз, а о согласовании права использования имеющихся объектов, а также об их расширении и модернизации. Для координации этих работ будет создано американское военное командование для всего этого региона.
Уже несколько месяцев в Северо-западной Африке действуют части американских Special Forces, численностью по 200 человек каждая, в связи с тем, якобы, что этот район является 'рассадником террора Аль-Каиды'. США согласовали тесное военное сотрудничество с Мавританией, Мали, Чадом и Нигером, речь идет о так называемой 'Пансахельской инициативе' (PSI). В будущем в нее планируется вовлечь также Сенегал и другие страны. Военнослужащие Special Forces взяли на себя обучение для 'борьбы с терроризмом' стран PSI, которые, якобы, уже принимали непосредственное участие в военных операциях. 'Ответной услугой' африканских стран является предоставление американцам права использовать их военные базы. Подобные соглашения об обучении и сотрудничестве США, по собственным официальным данным, имеют также, по крайней мере, с Алжиром, Тунисом и Марокко.
Предприятие это функционирует, как показывает опыт, по принципу 'самовоплощенного предсказания': везде, где надолго располагаются и напрямую вмешиваются во внутриполитические конфликты американские войска, радикализация и милитаризация населения становятся неизбежным следствием.
Средняя Азия
Аналогично тому, как вмешательство в гражданскую войну в Югославии, а затем бомбардировки Сербии открыли путь американцам к праву военного использования Юго-восточной Европы, война в Афганистане вдохновляет США и НАТО на вторжение в бывшие советские республики Средней Азии. Особенно пикантен тот факт, что закрепление западного альянса вблизи российских границ происходит с явного одобрения Москвы, где лозунг 'борьбы против исламского терроризма', по всей видимости, отодвигает на задний план все рациональные соображения.
Громадная территория вокруг аэродрома Манас вблизи киргизской столицы Бишкек используется не только США для снабжения их войск в Афганистане, она предоставлена также в распоряжение всех остальных партнеров по НАТО, включая немецкий бундесвер. В общей сложности там постоянно находятся 1200 солдат НАТО. В будущем база Манас должна быть расширена, чтобы на ней могли размещаться 3000 военнослужащих и 40 крупных боевых и транспортных самолетов.
Только для одного театра военных действий в Афганистане, где США и так имеют несколько военных аэродромов, запланированное расширение аэродрома в Манасе представляется по своим масштабам явно чрезмерным. Поэтому напрашивается предположение, что расширение этой базы преследует цель будущего прямого вмешательства в подавление восстаний в среднеазиатских государствах, где господствуют авторитарные режимы. Но в долгосрочной перспективе военные базы НАТО в этом регионе представляют угрозу и для России, и для Китая.
Главным союзником Вашингтона в Средней Азии считается Узбекистан, который в этом году получит финансовую помощь в размере 160 миллионов долларов, то есть в три раза больше, чем в 2003 г. На аэродроме города Ханабад размещены от 1000 до 1500 американских солдат. За свое участие в операции в Афганистане бундесвер может использовать расположенный у границы военный аэродром в Термесе.
Таджикистан тоже предложил США использовать один из своих аэродромов в качестве военной базы. Однако здесь ничего не получилось, поскольку, видимо предложенные базы не соответствуют необходимым требованиям ни по своим техническим стандартам, ни по размеру. Кроме того, США в этом регионе располагают несколькими военными базами в Афганистане (Кандагар, Баграм и др.), а также в Пакистане. В ответ на понимание со стороны среднеазиатских режимов правительство США отменило торговые ограничения, существовавшие еще со времен Холодной войны, объяснявшиеся тогда проблемами с правами человека в этих странах.
Кавказ
После 11 сентября США отменили эмбарго и в отношении кавказских республик Армении и Азербайджана, которое было объявлено в 1992 г. в связи с войной за спорную территорию Нагорный Карабах. Оба государства предоставили США право пролета через свое воздушное пространство для ведения войны в Афганистане. Снятие эмбарго означает, в первую очередь, что снова пойдет помощь финансами, обучением и вооружением.
Однако напряженная ситуация в отношениях между Арменией и Азербайджаном, создает для США проблему выбора для более тесного военного сотрудничества одной из двух стран. Много раз возникали слухи, что планируется создание крупной американской базы в Азербайджане, но они оказывались или ложными, или преждевременными.
Пока не улажен конфликт вокруг Нагорного Карабаха, Пентагон предпочитает связи с Грузией. Американские офицеры 18 месяцев обучали элитные грузинские части. Программа была официально завершена в мае этого года, но будет продолжена продвинутыми 'частными службами безопасности'.
Восточная Азия
Из 100 000 американских военнослужащих в Японии и Южной Корее предполагается сначала вывести примерно 15 000. Часть высвобожденных сил пойдет на подкрепление громадной базы на острове Гуам в Тихом океане, а также для создания новых баз в Австралии. США намерены также расширить свое присутствие в Сингапуре и Малайзии, а также в районе Малакского пролива, интенсивно используемого торговыми судами. Американский флот старается получить право на высадку во Вьетнаме, а на Филиппинах США стремятся к частичному возобновлению использования своих старых баз, закрытых в 1992 г.
Частичный вывод войск из Японии американское правительство намерено компенсировать увеличением арсеналов своей техники и вооружений в японских портах, чтобы обеспечить себе быстрый к ним доступ в случае военных операций в этом регионе.
1000 военных баз за границей
По собственным официальным данным, США имели в 2003 г. свыше 700 военных объектов за границей. Сюда следует добавить 96 объектов на американских заокеанских территориях, как например в Тихом океане или на Карибских островах. Сюда, однако, не входит определенное число военных баз в Афганистане и Ираке, а также права использования баз во множестве стран. Поэтому эксперты исходят из того, что общее число баз, которыми в любой момент могут воспользоваться США, составляет примерно 1000. Численность американских солдат, находящихся за пределами страны, без учета таких театров военных действий, как Афганистан и Ирак, составляет свыше 250 000 человек.
С помощью 'войны против терроризма' американский империализм, наконец-то, нашел доктрину, которая, в отличие от географически ограниченной линии фронта Холодной войны, способна узаконить военное присутствие США буквально в любой точке мира. Террористы, в принципе, могут находиться где угодно и в любое время нанести свой удар.
Лозунг 'борьбы с терроризмом' гарантирует самый широкий международный консенсус и не оставляет возможности практически ни одному государству самоустраниться, не говоря уже о критических возражениях, выходящих за рамки тактических деталей осуществления (американских планов).
'Антитеррористическая борьба' как доктрина легитимности имеет, кроме того, то преимущество, что эта борьба, совершенно определенно, никогда не закончится поражением противника. В мире, где существуют острые социальные противоречия, эта война никогда не кончится. Более того, 'война с терроризмом' усугубляет ту проблему, против которой она, якобы, ведется, экспортируя ее действительно в каждый уголок земли. Самая крупная отрасль экономики - военная промышленность со всеми побочными военными сферами, продолжает развиваться и на десятилетия вперед обеспечена гарантированным сбытом своей продукции.