Прошли времена муштры и лязганья автоматных затворов. Если призраки прошлого объявились бы в бывших казармах Советской Армии в городе Александров, они, наверное, почувствовали бы себя неуютно. В 100 километрах от Москвы, в бараках из серого кирпича, во дворе исследовательского института было открыто предприятие высоких технологий, которое за короткое время завоевало 15 процентов мирового рынка кварцевых пластин. Продукцию фирмы Goodwill до сих пор можно было обнаружить в сотовых телефонах старого поколения. И вот русские готовятся к тому, чтобы в качестве поставщика западных компаний, производящих автомобильные шины, произвести революцию в мире езды, выпустив новые сенсоры давления.
Женщины в голубой рабочей одежде режут матовые пьезокристаллы на тончайшие пластины и полируют их с помощью высокоточного оборудования с допуском 0,03 миллиметра. Кремниевые пластинки служат в электронной промышленности в качестве основы для микрочипов. Фирма Goodwill считается после американской компании Sawyer второй в мире в этом секторе промышленности. 'Наше оборудование с советских оборонных предприятий, наши технологии - ведущие в мире, - говорит с гордостью директор Goodwill Василий Лось. - У нас в производственных помещениях не такой уровень чистоты, как у конкурентов, зато у нас лучше специалисты'.
В 1996 году у руководителя одной лаборатории по выращиванию кристаллов появился чеченский миллионер Малик Сайдуллаев, чтобы создать инновационное предприятие. В словаре директор Лось нашел для фирмы приятное название: добрая воля. Труднее было с 200 служащими, которые должны были за зарплату в размере 430 евро привнести в российские отношения 'новое чувство дисциплины'.
Имея стартовый капитал в размере 600000 долларов США, Goodwill выступила против американского монополиста, найдя сильных партнеров, таких, как британский концерн Thompson. Сегодня российская фирма с годовым оборотом пять миллионов долларов США считает себя 'участником мирового рынка'. Goodwill испытывает свои кристаллические пластины на Тайване, отправляя затем морем во Францию и в Южную Корею. 'Их качество настолько высоко, что их путают с продукцией конкурента, - говорит 62-летний Лось. - Дайте мне половину тех инвестиций, которые имеет Sawyer, и я с американцами разделаюсь'.
Сильные слова для страны, где производство высокотехнологичной продукции еще не вышло из пеленок. В связи с волной эмиграции из-за низкой зарплаты российских ученых - за прошлые годы за рубеж выехали 200000 человек - высокотехнологичные товары составляют сегодня менее одного процента российского внутреннего валового продукта. Инновационный потенциал страны составляет одну десятую от советского уровня и одну двадцатую от показателя Запада. В 1999-2001 годах число инновационных предприятий уменьшилось вдвое, до трех процентов. Предприятия высоких технологий приносят лишь каждый 20-й доллар, заработанный на внешней торговле.
Космические ракеты и военная техника - почти единственные высокотехнологичные экспортные товары бывшей сверхдержавы. При этом в период 1992-2000 годов более 1000 российских изобретений в военной области было запатентовано не в России, а в США.
Кремль озабочен. В 2002 году Путин распорядился создать Инновационный совет, который намерен способствовать развитию наряду с информационными- и биотехнологиями также электроники и телекоммуникаций. План предусматривает создание 70 государственных 'наукоградов', вокруг которых должны появиться авторитетные исследовательские центры. Однако до сих пор официально таковыми признаны только три. Города и регионы в ожидании федеральных льгот сами проявляют инициативу и помогают развивать местную высокотехнологичную промышленность.
Так, богатая Москва собирается до 2007 года вложить примерно 370 миллионов евро в нанотехнологии и в исследование клеток. Томская область в Сибири, насчитывающая самое большое количество студентов и ученых на одного жителя, вложила в 2003 году шесть миллионов евро в инновационную продукцию и достигла прироста в высокотехнологичной промышленности на целых 40 процентов.
Результаты можно видеть на примере заводских развалин на окраине Томска, где фирма 'Энергосинтез' с гордостью демонстрирует свой аппарат, который должен изменить мир. TEHK-50 - называется весящая три тонны конструкция, состоящая из цилиндров, котлов, вентилей, моторов и проводов, подключенных к компьютеру. Она якобы в состоянии перерабатывать стекло, резину, бытовой мусор, свиной кал и коровий навоз в бензин или дизельное топливо. Речь идет о принципе термомеханической конверсии, когда под давлением и под воздействием тепла в органической субстанции происходит разрыв молекулярных цепей, которые позднее приобретают иной порядок. 'Мы можем за 24 часа произвести из 24 тонн органических отходов 45 тонн бензина, - говорит довольный директор фирмы Евгений Козицын. - Это в два раза эффективнее, чем технология у конкурентов из Америки'.
Оборудование для переработки коровьего навоза разрабатывалось в течение десяти лет энтузиастами, пока с государственной поддержкой не было подготовлено к серийному производству. Первый экземпляр был продан за один миллион долларов США одной угледобывающей фирме. Сейчас томские мудрецы мечтают о том, чтобы превратить в места производства высокотехнологичной продукции находящиеся в упадке русские деревни. 'Как патриоты мы начнем с Сибири', - обещают они.