В прошлом Олимпийские игры нередко были целью террористов. Сейчас серьезные сомнения вызывает безопасность игр в Афинах.
Победа греческих футболистов на чемпионате Европы явилась для Греции неожиданной радостью. Пока большой вопрос, будут ли предстоящие в августе в Греции Олимпийские игры поводом для национальной гордости греков. Строительство олимпийских объектов в Афинах и вокруг города все еще не завершено, и поэтому неясно, в достаточной ли степени обеспечена безопасность. Это вызывает озабоченность, поскольку речь идет о первых летних Олимпийских играх после 11 сентября 2001 года. В течение шестнадцати дней более чем на ста объектах пройдут спортивные состязания. В них будут участвовать атлеты из многих стран, за ними будет следить многочисленные болельщики, а значительная часть соревнований будет напрямую транслироваться на все части света. Короче говоря, для террористов Олимпийские игры представляют собой подходящую цель. Помимо этого, после терактов в Стамбуле (2003 год) и Мадриде (2004 год) должно быть ясно, что Средиземноморье является регионом повышенного риска.
Само по себе все это не должно означать непреодолимых проблем. Хотя со времени Олимпиады 1952 года в Хельсинки Греция является самой маленькой страной, выступающей в качестве хозяина Олимпийских игр, у нее было семь лет на подготовку. Увы, несмотря на долгие размышления о радикальной модернизации, произошедшей со времени прошлых Олимпийских игр в Афинах в 1896 году, ясно, там по-прежнему царят коррупция и неэффективность. Не секрет, что у греков очень плохая репутация в области борьбы с терроризмом. В течение почти тридцати лет на территории Греции действовала группа '17 ноября' - левацкое движение, члены которого убили многих промышленников и иностранных дипломатов. Только в 2002 году властям удалось ликвидировать эту организацию. Готовясь к Играм, Греция выделила на обеспечение безопасности в четыре раза больше денег, чем Австралия в 2000 году. Однако, если спецаппаратура не будет вовремя установлена, все расходы окажутся напрасными.
Часто вспоминают драму, произошедшую на Олимпийских играх в Мюнхене, когда палестинские коммандос убили одиннадцать израильских участников. Сейчас, учитывают не только вероятность нового теракта со стороны палестинцев, но и ряд других возможностей. Американцы боятся, прежде всего, 'Аль-Каиды'. Правительство Буша, конечно, также всерьез воспринимает угрозу террористического акта с применением оружия массового поражения. Ливийская ракета 'Скад', выпущенная в 1986 году по итальянскому острову Лампедуза, служит устрашающим примером.
С европейской стороны из терактов в Стамбуле и Мадриде сделан вывод, что речь идет о некой сети сделавших ставку на насилие мусульманских движений, возникших в нестабильных странах, таких, как Алжир и Марокко. Эти группы поддерживают тесные связи с единомышленниками среди мусульманских меньшинств в Западной Европе, где они приобретают часть своего вооружения. Одновременно они приобрели опыт в таких странах, как Афганистан. Назначение координатором борьбы с терроризмом Хейса де Фриса ясно демонстрирует, что ЕС осознал серьезность происходящего, но пока не имеет большого опыта в этом вопросе.
Поэтому греки обратились за помощью в НАТО. Эта организация согласилась предоставить Греции помощь, что довольно удивительно, учитывая, что между Афинами и НАТО в прошлом часто возникала напряженность. Вопрос, однако, состоит в том, может ли НАТО действительно помочь. С октября 2001 года военно-морские соединения НАТО патрулируют Средиземное море. С помощью самолетов 'АВАКС' патрулирование будет осуществляться и с воздуха. Однако значительно более трудной является центральная задача обеспечить безопасностть в Афинах и вокруг них. Направление в Грецию сухопутных подразделений НАТО, которые бы действовали в составе греческой полиции, не имеет смысла. Ведь армейские подразделения мало подходят для обеспечения защиты от террористов. Как ни странно, НАТО сможет предоставить полезные услуги, только, если террористические акты действительно будут совершены и, например, будет необходимо задействовать медицинские подразделения или подразделения, проводящие дезактивацию.
Тем временем различные экстремистские группировки восприняли подключение НАТО как прямую провокацию. Так, движение 'Революционная борьба' в письме в греческую газету 'Понтики' констатировало, что Олимпийские игры стали не праздником, а войной. По сути, принимающие участие в Олимпиаде страны должны были бы уже в течение нескольких месяцев видеть назревание этих проблем. Значит, если произойдут ужасные вещи, должно быть ясно, что ответственность за них несут не только Афины. Совершенно очевидно, что страны - члены НАТО, которые совсем или почти совсем не задавались вопросом, входит ли обеспечение безопасности спортивных событий в задачи военного альянса, будут напрямую причастны к возможными несчастьям.
Ханс ван дер Мелен является сотрудником отдела исследований Института Международных отношений 'Клингендаль' в Гааге