В Священной долине в Алтайских горах, предостерегает Анатолий Макович, бродят неприкаянные духи.
'Здесь есть места, посещать которые - великий грех, даже для наших шаманов. Энергетика и духи в таких местах слишком опасны', - говорит он. У его ног простирается долина, покрытая цветочным ковром и усеянная курганами - надгробными холмами из камней над могилами его прадедов - они теперь тоже находятся под защитой на территории заповедника, которым он руководит.
'У каждого кургана - свой дух, добрый или злой, и здешние жители испытали немало невзгод, с тех пор как потревожили Ледяную царевну'. Ледяная царевна - самая знаменитая прародительница сегодняшних жителей российской Республики Алтай, где цветущие долины и быстрые ручьи сменяются заснеженными вершинами центральноазиатских гор.
В 1993 г. ее курган был вскрыт сибирскими археологами, которые были просто потрясены, обнаружив в нем мумифицированное тело молодой женщины - и через 2500 лет на ее коже ясно различались завитки татуировок - в головном уборе и с ожерельем, украшенным золотыми фигурками животных.
Вместе с ней были похоронены шесть лошадей, призванных сопровождать ее в загробном мире - символ ее высокого положения в обществе: возможно она была сказительницей или жрицей.
Останки сохранились благодаря торфу и коре, набитым внутрь трупа, а также отдаленности места захоронения - плато Укок, расположенного в 200 километрах к югу от Священной долины. Здесь, вблизи китайской границы, она и лежала, скованная льдом, и ее покой не потревожили охотники за сокровищами, осквернившие сотни других курганов.
Несмотря на зловещие предостережения шаманов, до сих пор сохраняющими влияние над духовной жизнью в алтайских селениях, сибирские археологи освободили царевну из ледяного плена, разморозив останки горячей водой, и увезли в Новосибирский университет.
Вскоре поползли слухи, что проклятие мумии начинает сбываться.
Вертолет, перевозивший ее в Сибирь, разбился, но останки остались невредимыми. По прибытии в Новосибирск тело начало быстро разлагаться, и его пришлось срочно эвакуировать в Москву, где им занялись те же специалисты, что сохраняют забальзамированные останки Владимира Ленина.
В горах, где жила и умерла Ледяная царевна, алтайцы оплакивали потерю и с ужасом ожидали ее мести.
Они говорят, что после того, как ее увезли, участились лесные пожары и ураганы, а уровень самоубийств и заболеваемости стал расти. Осенью прошлого года серия мощных сейсмических толчков завершилась землетрясением силой в девять баллов по шкале Рихтера, разрушившим до основания несколько горных селений.
Предупреждения шаманов о неизбежной расплате отзываются эхом по всей Республике Алтай - из-за отдаленности и отсутствия сырьевых ресурсов она избежала настойчивого внимания российских и советских экспансионистов, и традиционные языки и обычаи, в общем, остались здесь в неприкосновенности.
'Я была против того, чтобы ее выкапывали, - говорит Ольга Куртугашова, алтайская девушка, живущая недалеко от Священной долины: сейчас она - студентка Новосибирского университета, где все еще находится Ледяная принцесса. - Я видела ее там, и это оставляет неприятный осадок. Может быть, она и превратилась в мумию, но ее душа жива; говорят, один шаман говорил с ней, и она просила позволить ей вернуться домой. Этого же хотят и люди'.
Судьба царевны в Республике Алтай уже превратилась в политический вопрос - местные жители, вдохновляемые определенным возрождением традиционной культуры, хотят, чтобы их лидеры добивались ее возращения.
'Мы хотим вернуть ее, - говорит г-н Юрий Антарадонов, вице-премьер правительства Республики Алтай. - Мы хотим отвести ей специальное место в нашем музее, но люди в Москве и Новосибирске говорят, что она является сокровищем мирового значения, и должна оставаться в Новосибирске, потому что здесь мы не можем обеспечить ей должный уход'.
Беседуя со мной в своем кабинете в зеленой столице республики - Горно-Алтайске - г-н Антарадонов утверждает, что его сотрудники уже нашли деньги, чтобы обеспечить нужный уход за Ледяной царевной, однако есть и другая проблема: тысячи людей хотят, чтобы ее вновь захоронили на прежнем месте и тем самым умиротворили ее разгневанный дух.
'Люди не понимают, что означает захоронить ее снова, - говорит г-жа Римма Ермакова, возглавляющая движение за перенос мумии Ледяной царевны в музей Горно-Алтайска, который она и возглавляет. - Плато Укок - очень отдаленное место и оно совершенно не охраняется, так что кто угодно может проникнуть туда из Монголии или Китая и разграбить ее могилу. Ее следует привезти сюда, а нам нужны инвесторы или спонсоры, чтобы помочь реконструировать музей и оборудовать специальное место для ее хранения. У нас есть еще 50000 экспонатов с Укока, и им тоже нужно обеспечить должную сохранность'.
Г-жа Ермакова с негодованием отзывается о чиновниках, которые, как она считает, ставят ей палки в колеса, и о русских ученых, заявляющих, что царевна должна оставаться в их распоряжении, и им решать, какие проводить исследования и где выставлять мумию.
'Это была молодая красавица, а они выкопали ее, лили на нее горячую воду и химикалии, подвергали другим экспериментам. Они все это делали с реальным человеком!'
На полпути между музеем г-жи Ермаковой и продуваемым всеми ветрами плато, где нашли Ледяную царевну, г-н Макович говорит о своей решимости защитить курганы Священной долины от осквернения и не позволить русским украсть ни одно из сокровищ Алтая.
'Каждый курган уникален, у каждого есть свой дух, - говорит он, глядя на заснеженные пики, где бродят рыси и волки, и рыщут последние сохранившиеся на земле снежные барсы. - 'Никто не знает, что мы выпускаем наружу каждый раз, когда вскрываем курган'.