Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Станет ли проблема "ЮКОСа" проблемой для всего мира?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как-то вдруг так случилось, что дело "ЮКОСа" из чисто российской проблемы превратилось в такую же проблему для всех нас. Круги от приближающегося банкротства российской нефтяной компании на прошлой неделе уже прошли через все мировые рынки энергоносителей и могут еще сильнее взвинтить цены на топливо, а, значит, и на все товары вообще. По крайней мере, именно это говорят сторонники пессимистического сценария, в рядах которых многие американские конгрессмены, британские парламентарии

Приближающееся банкротство одного из крупнейших экспортеров нефти в мире уже вызвало тревогу во всех странах. Да и вряд ли президенту Путину хочется потерять в темпах роста добычи.

Как-то вдруг так случилось, что дело "ЮКОСа" из чисто российской проблемы превратилось в такую же проблему для всех нас. Круги от приближающегося банкротства российской нефтяной компании на прошлой неделе уже прошли через все мировые рынки энергоносителей и могут еще сильнее взвинтить цены на топливо, а, значит, и на все товары вообще.

По крайней мере, именно это говорят сторонники пессимистического сценария, в рядах которых многие американские конгрессмены, британские парламентарии, а также бывший премьер-министр Канады Жаном Кретьеном (Jean Chretien). Все они уже неоднократно заявляли о том, что у российского нефтяного гиганта могут возникнуть перебои в поставке нефти на мировой рынок.

"ЮКОС" добывает два процента всей нефти в мире. Сейчас компания должна выплатить 3,4 миллиарда долларов налоговых недоимок; кроме того, к ней имеются и другие налоговые претензии, что делает вероятность банкротства "ЮКОСа" очень высокой. Однако в Кремле говорят, что никто и не думает перекрывать нефтяной вентиль. Наоборот, компанию обвиняют в том, что она, исчерпав все другие средства защиты, нарочно играет на нервах мирового рынка. И такой взгляд на ситуацию разделяют некоторые эксперты.

- Естественно, в интересах "ЮКОСа" нарисовать самую мрачную картину того, чем может обернуться это наступление [властей на компанию], - говорит Стивен О'Салливан (Stephen O'Sullivan) из финансовой корпорации United Financial Group. - Понятно, что компании необходимо прогнозировать самый худший сценарий развития событий.

Если у "ЮКОСа" действительно такая тактика, то она, похоже, все-таки работает. На прошлой неделе цены на нефть на некоторое время достигли отметки в 39,53 доллара за баррель - это уровень июня, когда цены достигли своего рекордного значения за 14 лет, и рынок, и без того испытывавший давление из-за нестабильности в Ираке и постоянно растущего спроса, отреагировал очень болезненно.

- Рынок сейчас настолько сильно боится перебоев в поставках, что любые плохие новости о "ЮКОСе" могли просто вызвать панику, - объяснил аналитик компании Investec Брюс Эверс (Bruce Evers). - Если "ЮКОС" действительно остановит добычу, на нас обрушатся все силы ада.

В четверг общее беспокойство подействовало даже на обычно неповоротливое российское министерство юстиции. После заявления "ЮКОСа" о том, что недавно наложенный на компанию запрет на продажу активов может привести к приостановке добычи нефти в течение нескольких дней, представители министерства поспешно разъяснили, что данный запрет на добываемую компанией нефть не распространяется.

Конечно, заявление министерства юстиции несколько стабилизировало рынок, но этот эпизод ни у кого не оставил сомнений в том, что, если "ЮКОС" остановится, это действительно может вызвать хаос. Мало того, что "ЮКОС" добывает 1,7 миллиона баррелей в сутки - он еще и является ключевым поставщиком нефти в Китай, который только по железной дороге ввозит с сибирских месторождений этой компании до 55 миллионов баррелей в год. Остальные потоки экспортируемой "ЮКОСом" нефти идут в основном в Восточную Европу, однако в какой-то момент на прошлой неделе его проблемы отозвались на акциях всех компаний, чья зависимость от топлива достаточно велика - например, British Airways.

Этим летом, чтобы становить рост мировых цен, Организация стран-экспортеров нефти уже прибегала к увеличению добычи на два миллиона баррелей в сутки. Однако через некоторое время цены все равно поползли вверх, так как оставалась нестабильной ситуация на Ближнем Востоке, и не умолкали прогнозы о том, что возможностей мировых производителей вскоре перестанет хватать для того, чтобы удовлетворять спрос.

Генеральный директор компании ВР лорд Браун в озвученном на прошлой неделе отдельном заявлении, совершенно не связанном со скандалом вокруг "ЮКОСа", указал, что цены на нефть, скорее всего, не опустятся, так как возможности по увеличению ее добычи сильно ограничены, а спрос все растет. Съезд Демократической партии США в Бостоне также много внимания уделил проблеме зависимости Америки от импорта нефти.

Однако, если для кого-то остановка скважин и нефтеперерабатывающих мощностей "ЮКОС" и станет настоящим кошмаром, так это для самой России. Именно экспорту нефти страна обязана периодом экономического роста - энергоносители обеспечивают четвертую часть объема российской экономики. А "ЮКОС", в свою очередь, обеспечивает пятую часть экспорта этих самых энергоносителей.

Кроме того, десятки миллионов русских живут в самых неблагоприятных для существования местах и соответственно сильно зависят от субсидий на топливо. В общем, как-то не верится, чтобы Владимир Путин своими руками способствовал закрытию потока нефти из скважин "ЮКОСа".

Хотя активы материнской компании "ЮКОСа" сейчас заморожены, российскому президенту явно понятно, что "ЮКОС" должен оправдывать издержки на добычу, и до последнего времени он не касался счетов его дочерних предприятий. Кроме того, при необходимости Путин, несомненно, сумеет своей властью сделать так, чтобы заводы компании продолжали работать. По крайней мере, пока ему вполне удавалось подчинять своей воле судебную систему. Все дело "ЮКОСа" началось прошлой осенью с ареста его ключевого акционера Михаила Ходорковского по обвинению в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве. С тех пор атака на Ходорковского переросла в наступление на компанию по всем фронтам, начиная с требований уплаты огромных недоимок и заканчивая предполагаемой конфискацией 40 процентов акций, которыми владеет Ходорковский, и главного добывающего предприятия в составе "ЮКОСа" - 'Юганскнефтегаза'.

Чего добивается Путин? Ставит ли он своей целью просто убрать с дороги Ходорковского, ставшего в какой-то момент политическим противником президента, или стремится в принципе пересмотреть результаты темной приватизации 90-х годов, при которой те, кого сейчас зовут 'олигархами', сумели буквально за копейки скупить огромные запасы полезных ископаемых, в том числе энергоносителей? В Москве сколько аналитиков, столько и мнений, но о реальной подоплеке действий Путина остается только догадываться. Уже несколько месяцев финансовая пресса пишет, что "ЮКОС" на краю пропасти, что он может обанкротиться буквально через несколько дней; однако власти все еще не наносят последний удар, и компания пока держится.

Как бы там ни было, по виду Путина не скажешь, что он боится, как бы кампания властей против "ЮКОСа" не отпугнула от страны западных инвесторов. Кроме того, готовится следующий тур приватизации крупных объектов государственной собственности. Первым в списке идет 7,6-процентный пакет акций 'Лукойла', принадлежащий государству. Как сообщалось в прессе, американская компания ConocoPhillips собиралась предложить за него до 2 миллиардов долларов.

Если на торги будут выставлены активы "ЮКОСа", на них тоже не будет недостатка в претендентах. Правительство уже получило от лондонского консорциума [акционеров] предложение оплатить многомиллиардные долги "ЮКОСа" в обмен на контрольный пакет Михаила Ходорковского. Консорциум возглавляет крупный российский предприниматель Константин Кагаловский, но кроме него его членами, по-видимому, являются немало иностранных мультимиллионеров, имена которых не называются.

Вряд ли стоит преувеличивать шансы такого предложения на успех, в том числе и потому, что полный размер налоговых претензий к "ЮКОСу" до сих пор не определен и может составить до 10 миллиардов долларов. И все же вероятно, что скважины "ЮКОСа" будут в конце концов проданы западным компаниям - только бы цена устроила Кремль.