Передача 'Денежное утро на CNN', вторник, 3 августа 2004 г., 8:30 по восточноевропейскому времени
Раздел: Бизнес
Финансовый обзор: Июньский индекс цен производителей; Европейская торговля; Нефтяная отрасль России; Прибыль компаний; Социологический опрос - избиратели недовольны экономикой; Обзор новейших антитеррористических мер; Торговый прогноз на вторник
Гости: Питер Маасс (Peter Maass), Фрэнк Ньюпорт (Frank Newport), Крэг Рассел (Craig Russel)
Авторы: Кэтлин Хейз (Kathleen Hays), Джим Боулден (Jim Boulden), Грег Кларкин (Greg Clarkin), Кэрри Ли (Carrie Lee), Келли Арена (Kelly Arena)
. . . Хейз: Итак, мы продолжим рассказ о нефти и, как всегда, в этом нам помог Джим Боулден.
Как сообщает Джим, цены фьючерсов на сырую нефть сегодня поставили новый рекорд. Президент ОПЕК заявил, что картелю, возможно, не удастся увеличить добычу достаточно быстро, чтобы снизить цены, которые за прошедший год взлетели на 39%. Важным компонентом развивающихся событий является российский нефтяной рынок и финансовые беды 'Юкоса', крупнейшей нефтяной компании страны.
Очевидно, что это один из ключевых игроков на мировом рынке. Более подробно о российском нефтяном гиганте нам расскажет Питер Маасс. Питер сотрудничает с журналом 'New York Times Magazine' и недавно написал статью 'В стране олигархов'.
Питер, добро пожаловать на 'Денежное утро на CNN'.
Питер Маасс: Доброе утро.
Хейз: По-моему, сейчас все настолько зациклились на ОПЕК, Ближнем Востоке и Саудовской Аравии, что не понимают роли России и ее огромных запасов на рынке.
Маасс: Совершенно верно. Нефтяные запасы России оцениваются в 60 млрд. баррелей. А по уровню добычи она практически не уступает Саудовской Аравии. Россия - второй по величине экспортер нефти в мире.
Хейз: Итак, она очень, очень важный поставщик. И, разумеется, нет ничего удивительного в том, что это не просто вопрос мировой зависимости от России, что, как я понимаю, во многом связано с удовлетворением быстрорастущего спроса на нефть в Китае, ведь в значительной степени его удовлетворяет как раз российская нефть.
Маасс: Точно. Конечно, у России и Китая общая граница, и Китай становится одним из наиболее крупных клиентов России. Более того, Россия даже рассматривает возможность строительства прямого нефтепровода до Китая вместо железнодорожных перевозок нефти.
Хейз: И чем больше кто-то помогает удовлетворить китайский спрос, тем больше можем потреблять мы, и это несколько снижает давление на цены. Но, похоже, нефть стала настолько важна для российской экономики, что все это уже напоминает политический футбол.
Маасс: Да, Россия практически превратилась в нефтяное государство. Доходы от экспорта нефти составляют около 20% ВВП и значительную часть всей прибыли. Так что, в принципе, если из российской экономики убрать нефть, там почти ничего не останется.
Хейз: Надо же! А теперь давайте поговорим о 'Юкосе'. Я думаю, те, кто следит, за развитием событий, слышат это название все чаще. Но, думаю, они не знают, что на 'Юкос' приходится около 1/5 нефти, добываемой в России. Расскажите нам немного об истории этой компании и олигархе, который, как вы писали, ей управляет.
Маасс: 'Юкос' возглавляет Михаил Ходорковский. Фактически он превратил его в крупнейшую и наиболее производительную компанию России. Но Ходорковский решил помериться с силами с президентом Путиным, а потому оказался в тюрьме по обвинению в уклонении от уплаты налогов и других преступлениях.
Хейз: Вот этого я не понимаю. Конечно, он очень богат. Но ведь в России столько миллиардеров. И, разумеется, многие из них приобрели свои компании в период сомнительной приватизации, когда, как все подозревают, было очень распространено взяточничество и коррупция.
Но действительно ли Ходорковский - я не могу говорить так красиво, как вы - мошенник? Нарушал ли он закон? Или это чистой воды политическое преследование, в котором президент Путин хочет засадить потенциального и создающего проблемы соперника в тюрьму и уничтожить его компанию?
Маасс: Вероятно, и то, и другое. В 1990х годах в России нельзя было сколотить значительное состояние, не нарушая закон, по крайней мере, букву, если не дух. И Ходорковский не единственный, кто так поступал. Скорее всего, они все так делали. Но преследованию подвергается он один. В тюрьму посадили только его. А все потому, что он встал в оппозицию Путину. Каждый человек в России, имеющий миллиард долларов, мог бы тоже быть в тюрьме.
Хейз: И что это означает? Означает ли это, что российское руководство не так дружелюбно настроено по отношению к капитализму и свободному рынку, как мы думали? Ведь если человек становится чьим-то политическим оппонентом и оказывается в тюрьме, это, на мой взгляд, нехороший знак. Или это означает, что крупные инвесторы могут не беспокоиться, потому что это всего лишь один олигарх, который нарушил правила игры и наказан за это, но инвестициям и рынку ничего не грозит, а правительство уважает экономические законы?
Маасс: Это на самом деле не так, поскольку как раз сейчас стоимость акций 'Юкоса' упала на две трети как раз по политическим, а не экономическим причинам. Но правительство хочет, чтобы инвесторы думали, что все хорошо, и оно играет по правилам. Я недавно был в России, и инвесторы там сильно обеспокоены. На самом деле правила игры нарушаются. Выборочные преследования - это их метод.
Однако это не означает, что Россия и российское правительство против капитализма. Капитализм для них - это способ вновь сделать Россию великой державой. Но они на самом деле думают, что иногда лояльность важнее фактического производства.
Хейз: Да, есть над чем задуматься тем, кто инвестирует в развивающиеся рынки. По вашему мнению, как это влияет на цены на нефть? Продолжает ли 'Юкос' добывать нефть? Существует ли опасность прекращения экспорта нефти из России? Вы ведь знаете, что цены достигли уже 44 долларов за баррель, а спекулянты уже наверняка посматривают на 45-50 долл.
Маасс: Верно. На прошлой неделе действительно возникал вопрос о прекращении 'Юкосом' добычи. Это стало известно, когда российское правительство распространило заявление, в котором указывалось, что оно может прекратить добычу нефти компанией. В результате цены на нефть выросли на пару долларов. Но правительство быстро осознало, что совершает ошибку, и дало понять, что 'Юкос' сможет продолжить добычу.
Итак, Россия хочет, чтобы ее считали стабильным поставщиком нефти. Именно поэтому я не думаю, что в будущем правительство будет мешать нефтедобывающей деятельности 'Юкоса'.