Вы думаете, радикальные перемены пугают? Только не их. Эти люди знают, как с этим справиться. . . и как на этом заработать
В феврале 2003 года администрация Буша пригласила президента компании Eurasia Иана Бреммера (Ian Bremmer) выступить с докладом об американской нефтяной стратегии в отношении России. Приехав, Бреммер обнаружил, что чиновники взволнованы возможностью сотрудничать с Михаилом Ходорковским, миллиардером и основателем крупнейшей нефтяной компании России, 'Юкоса'.
Несколько встревожившись, бывший профессор политологии сообщил им то, что уже говорил своим клиентам - вполне вероятно, что через несколько месяцев президент Владимир Путин начнет атаку на олигарха, и цена этого политического риска не заложена в финансовые рынки. И действительно, в октябре прошлого года Ходорковский оказался в тюрьме за неуплату налогов. С тех пор акции его компании упали на 80%, а цены на нефть из-за волнового эффекта достигли рекордных высот. 'Все думали, что я ошибаюсь, - говорит Бреммер. - Но наша компания была права'.
Именно способность делать своевременные и правильные предсказания позволила бывшему ученому-вундеркинду создать процветающую компанию, консультирующую как глав компаний, как и менеджеров хеджинговых фондов относительно финансовых последствий тех или иных политических изменений. Шесть лет назад он работал один, арендовав офис и Институте мировой политики. Теперь под началом 34-летнего Бреммера трудятся 40 аналитиков и менеджеров по продажам в Нью-Йорке и 480 штатных и нештатных исследователей в 65 странах. У него около 140 клиентов, включая ExxonMobil, Morgan Stanley и хеджинговый фонд Caxton.
Бреммер привык быстро добиваться успеха. . . и преодолевать препятствия. Когда ему было четыре года, его отец умер от рака, и мать воспитывала его одна. Перепрыгнув через несколько классов, Иан уже в 11 лет учился в старших классах, а в 15 получил стипендию университета Тулейна. Там он уговорил преподавателя политологии взять его в ознакомительную поездку в Советский Союз. Это был 1986 год, Михаил Горбачев только пришел к власти. 'Я узнал много такого, о чем не писали газеты, - вспоминает Бреммер. - Это меня поразило'.
В 24 года он получил кандидатскую степень в Стэнфорде, а его книга о советских республиках, написанная на два года раньше, к этому времени уже стала стандартным учебником. В 25 Бреммер стал самым молодым научным сотрудником Института Гувера. 'У вас шикарный офис, и вы пьете кофе с печеньем с Эдом Мизом (Ed Meese) и Эдом Теллером (Ed Teller), - рассказывает ученый. - Это замечательно, если вам 50 или 60. Но когда ты молод, хочется изменить мир'.
Осуществить эти перемены Бреммер планировал, переехав в Нью-Йорк и найдя способ приложить свои знания политологии к финансовым рынкам. Единственной проблемой было то, что он никогда не изучал экономику. Это его не остановило. Бреммер использовал свое резюме, чтобы добиваться встречи с руководителями компаний и предлагать свои услуги. 'Я знал, что знаю очень много, но я не притворялся, что знаю, как это использовать. Я просил, чтобы они посоветовали мне'. В первый год деятельности доходы его компании составили около полумиллиона долларов. Теперь они исчисляются восьмизначными числами.
Сегодня, что, впрочем, неудивительно, Бреммер видит серьезную нестабильность в мире за пределами бывшего Советского Союза. Его беспокоит хаос в Ираке, а еще больше - ухудшение ситуации в Саудовской Аравии (демографический взрыв, рушащаяся система образования), из-за потенциального экономического эффекта. Не стоит забывать и о Северной Корее. Бреммер говорит, что сам политически нейтрален, но предупреждает своих клиентов, что если Буша переизберут, тот, вполне вероятно, введет карантин против корейской диктатуры, что лишь усугубит конфликт и побудит корейцев провести неожиданный ядерный тест. В результате могут рухнуть рынки в Южной Корее, Японии и даже Китае, 'потому что этот риск в них не заложен', указывает Бреммер. Стоит напомнить, что он часто оказывается прав.