'Deutsche Bank' недавно опубликовал доклад, названный, ни много, ни мало, 'Лицом к лицу с ужасом', в котором предсказывается, что 'следующая проблема с поставкой нефти - из России, Саудовской Аравии, Норвегии, Венесуэлы, Ирана или Нигерии - может привести к росту цены за баррель до 100 долларов'.
Тотальный пессимизм. Никто не верит ни одной положительной новости, зато все как один - ноги вместе, руки по швам - абсолютно всем негативным. Заслуживающие доверия анализы в большинстве своем предсказывают, что будущее будет хуже настоящего. Биржи перезаразили друг друга и скатываются к своему годовому минимуму, несмотря на то, что экономика растет, а компании зарабатывают много денег. Подобная ситуация стала результатом нескольких странных факторов: роста недоверия к управлению оккупированным Ираком, кризиса нефтедобывающей компании 'ЮКОС' и всевозможной информации, касающейся производительных способностей ОПЕК. Цены на мировом нефтяном рынке незамедлительно отреагировали на эти известия, а аналитики заявили о снижении возможности восстановления ситуации и о падении запрогнозированных показателей экономического роста.
Постольку поскольку стоимость барреля устанавливается в долларах, можно говорить, что скачок цен на нефть в евро будет выглядеть еще внушительнее. Ситуация в экономике европейских стран будет зависеть не только от стоимости импортируемой нефти, но и от того, насколько быстрым будет названное повышение, насколько долго сохраняться возросшие цены на это топливо и от интенсивности использования энергии на выпуск каждой единицы продукции. Свою роль в определении методов борьбы с ростом цен на нефть сыграет и идеология: если правые сделают выбор в пользу возвращения к использованию энергии атома, то левые предпочтут контролировать увеличение спроса путем экономного использования энергии и диверсификации источников ее получения.
Если в результате мировой рынок поразит нефтяной 'шок' показатели экономического роста и инфляции окажутся ниже - или выше - в соответствии с раздающимися прогнозами. Иными словами, сложится ситуация стагфляции, которой все так опасаются.
Федеральная резервная система Соединенных Штатов не могла предотвратить роста процентных ставок. Если бы ФРС этого не сделала, на рынке сложилось бы мнение, что ситуация еще хуже, чем кажется. Зато факт поднятия процентной ставки на 25 базисных пунктов отодвинет на некоторое время последующие повышения, что даст возможность не задушить зарождающееся экономическое восстановление страны. Между тем, Европейский Центральный Банк не решился вчера понизить ставки, чтобы не стимулировать инфляции в зоне евро. Все замерли в ожидании иракского финала.