Тома Гомар (Tomas Gomart)
Доктор исторических наук, эксперт по международным отношениям, руководитель программы России и СНГ во Французском Институте международных отношений (IFRI). Работал в МГИМО в Москве, в Департаменте военных исследований в King's College в Лондоне, Институте военных исследований ЕС в Париже, преподает в Высшем военном училище СенСир ВС Франции. За свою докторскую диссертацию на тему 'Двойная разрядка: французско-советские отношения в период с 1958 по 1964 гг.' награжден премией Ж.Б.Дюрозеля, лауреат престижной стипендии Лявуазье МИД Франции. Автор многочисленных работ по российско-французским отношениям и ситуации в России.
В одном из ведущих экономических изданий Франции - газете Les Echos от 17 августа опубликована статья Т.Гомара 'Настоящая русская битва', основные тезисы которой сводятся к следующему:
'Дело ЮКОСа' зачастую преподносится как решающее сражение между В.В.Путиным и олигархами. Это противостояние искажает видение процессов, происходящих в России.
В России по-прежнему трудно разобраться в борьбе влияний и балансе сил, поскольку страной управляют люди, а не законы. Неформальные отношения между различными группами и личностями - основной ключ для понимания 'дела ЮКОСа'. Оценка ситуации вокруг ЮКОСа через призму противостояния В.В.Путина и олигархов происходит от нашего неправильного восприятия российской реальности, которая сознательно поддерживается Кремлем.
Крушение структуры М.Ходорковского нисколько не означает конца олигархов. Даже в случае преследования в дальнейшем какого-либо другого видного предпринимателя промышленные группы продолжат оказывать мощное влияние, но, несомненно, менее демонстративно. Наступление на олигархов, лишь одним из этапов которого стало дело ЮКОСа, сталкивается с фундаментальной реальностью: 23 промышленные группы контролируют 35 % российской промышленности и обеспечивают 1,4 млн. рабочих мест. Другими словами, глубинная структура российской экономики останется неизменной.
Противопоставление В.В.Путина олигархам позволяет уклоняться от дебатов о диверсификации российской экономики. Пока экономика России будет организована лишь для контроля за сырьевой рентой, концентрация власти продолжится, а противоречия между враждующим группами будут обостряться.