Российские мужчины любят рисковать. Хотя порой им приходится за это расплачиваться жизнью - и женщины их обходят
'И зачем только я поддался на это безумие?' - Я в ужасе отодвигаюсь все ближе к окну и в отчаянии смотрю в противоположную сторону. До края пропасти остались какие-то сантиметры. Но наш водитель пощады не знает. Резкими движениями рук, будто держась не за баранку, а за штурвал, водитель рывками переключает передний ход на задний, давит на скорость и газ. Мне уже дурно: так должно себя чувствовать тесто, когда его месят.
Сидящие рядом школьники смеются и радуются лихой езде. Да и учительница никак по-настоящему не может понять, почему я с такой опаской поглядываю в пропасть. Смелость в России - признак хорошего тона: тот, кто в автомобиле пристегивается ремнем безопасности, уже на полном серьезе воспринимается как трус, и такой пассажир не понравится ни одному таксисту. При этом каждый год россияне расплачиваются за свою беспечность собственными жизнями. Продолжительность жизни среди мужчин в России в 2002 году составила ровно 58 лет, 11 месяцев и 16 дней. Это на 16 лет меньше, чем продолжительность жизни среди мужского населения в Германии.
Мы с группой ученых едем по дальневосточной территории России, по Якутии, которая расположена намного восточнее Гонконга, вдоль высоких берегов реки Лены, такой широкой, что она скорее напоминает море, чем реку. Наш голубой 'УАЗик' уже давно пережил свои лучшие времена, когда только что сошел с конвейера завода: гибрид танка и большой полиэтиленовой бутылки.
Вообще-то мужик за рулем со своей зеленой татуировкой на предплечье руководствуется исключительно добрыми побуждениями - он хочет избавить нас от пешего марш-броска по тайге. И прокладывает для нас - прямо через заповедную зону - широкую просеку в молодом лесу.
Почему-то некоторые жесткие ветви деревьев оказывают сопротивление Его Неистовству На Колесах, в результате чего наш Михаэль Шумахер все больше отклоняется от трассы, приближаясь к крутому обрыву. При этом песчаный грунт на вид такой зыбкий, что даже трудно решиться ступить ногами на землю - из опасения свалиться с тридцатиметровой высоты. Когда вечная мерзлота немного подтаивает, как это случилось этим августом, время от времени многометровые фрагменты прибрежных высот обрушиваются и с шумом и треском проносятся вниз вместе с растущими на них деревьями и кустарником.
Инстинктивно я всем телом вдавливаюсь в стенку у окна - как будто мои смешные 75 кг могут что-либо изменить. Хотя после стольких лет, прожитых в России, мне следовало бы наконец привыкнуть к местным особенностям и чуть поменьше показывать немецкую привычку к полному страхованию.
Но человеку, приехавшему из страны, где даже велосипедисты носят шлемы, а пешеходы ожидают на переходе зеленый свет даже тогда, когда на шоссе поблизости нет ни одной машины, трудно понять, почему каждую зиму под Санкт-Петербургом сотни, если не тысячи рыбаков, несмотря на все запреты и милицейские предупреждения, отправляются на автомобилях по льду Ладожского озера на подледный лов - и каждый год кто-то из них погибает, потому что лед оказался слишком тонким или потому что льдину, на которой они остановились, унесло.
Причем это не просто выходки, связанные с настроем на фатализм, мешающим многим русским дожить до глубокой старости. Многие ученые обращают внимание на особенное пристрастие русских к табаку и алкоголю, впрочем, другие ученые это рассматривают как предубеждение, ссылаясь на привыкших к вину французов и любящих подымить сигатерой немцев. Сильное загрязнение окружающей среды в городах, где многочисленные автомобили чадят, как заводские трубы, в одинаковой степени относится к факторам риска, как и недостаточная безопасность, начиная со строек с нарушениями техники безопасности и кончая российскими автомобилями, в которых опасная зона корпуса порой начинается с области ноги водителя.
Все эти вместе взятые трезвые факты не дают однако полного объяснения, почему русские живут так мало. Феномен этот кажется еще более загадочным, когда обращаешь взор на уникальный факт: средняя продолжительность среди мужчин составляет 59 лет, в то время как среди женщин она превышает 72 года. Такого разрыва не встретишь ни в одной другой стране.
У Всемирного банка есть на это объяснение, которое, как сказали бы в Америке, 'политически не совсем корректно' - в официальном аналитическом отчете он упоминает 'психологический суицид' среди русских мужчин и говорит о 'стиле жизни, который в конечном итоге неизбежно приводит к потере здоровья и преждевременной смерти'.
Итак, все-таки во всем виновата водка и алкоголь как таковой? Настоящим русским такое объяснение кажется слишком поверхностным. 'Русский мужик берет на себя основную тяжесть невзгод во все переломные периоды нашего общества', - считает мой друг Игорь. - 'Сильная половина человечества традиционно у нас считается кормильцем в семье. И если в советские времена мужчины по крайней мере могли поддерживать такую иллюзию и чувствовали поддержку государства, то сегодня многие из них не в состоянии выполнять эту задачу и не находят себе места в новой жизни'. И хотя русский мужчина имеет склонность к тому, чтобы сваливать все свои внешние неудачи на других, в глубине души он чувствует свою никчемность. Действительно, еще в 80-е годы средняя продолжительность мужчин в стране была почти на шесть лет дольше.
Но лично я думаю только о собственной продолжительности жизни. Она может в любой момент оказаться слишком короткой. Вдруг неожиданно наш шофер, проезжая меж двух деревьев, застревает и останавливается. Я поспешно хватаюсь за ручку: ничего другого не хочу, только бы скорее выбраться отсюда, только бы ступить на твердую почву. Уф, выбрался. Водитель укоризненно покачивает головой: ну и трусы же эти немцы.
Рекомендуемая литература:
Другие истории Бориса Райтшустера Вы можете прочитать в его книге 'Письма из погибающей империи' (Издательство Дитц-ферлаг, Берлин).