Драматические события, разворачивающиеся в Северной Осетии скорее всего завершатся ужасным и кровавым исходом. В прошлом реакция российских властей на угрозу терроризма не отличалась особой тонкостью, и вряд ли в этот раз они будут способны ее проявить.
Конечно, действия прочеченских террористов, захвативших школу, убив при этом восемь, а, может быть, и больше, гражданских лиц, и взявших в заложники, по разным данным, от 132 до 300 детей - это злодеяние, которому нет никаких оправданий.
То, что было сделано вчера, нельзя оправдать никакими словесными ухищрениями. Как выразилась г-жа Кэрол Беллами (Carol Bellamy), глава ЮНИСЕФ, ооновской организации помощи детям: 'Детей ни в коем случае нельзя использовать в политических целях, а школы - низводить до уровня мест, где творится насилие. Если мы не уважаем неприкосновенности детства, то для нас нет ничего святого'.
Очевидно, для тех, кто совершил это злодеяние, действительно нет ничего святого, кроме их дела. Но подобные действия наносят любым возможным аргументам в пользу независимости Чечни поистине непоправимый урон. И их виновники, учитывая все ужасы, сопровождающие историю чеченского конфликта, не могут этого не сознавать.
Впервые чеченцы захватили большое число заложников в 1994 г. [1995 г. - прим. перев.]: тогда они согнали сотни мирных жителей в больницу города Буденновска на юге России. В последовавшей за этим перестрелке с российскими войсками погибло около 100 человек.
Полгода спустя примерно 250 боевиков взяли в заложники невероятное количество людей - 3000, удерживая их в больнице дагестанского городка Кизляр. Большинство из них были освобождены, когда террористы бежали в Чечню, взяв с собой часть заложников. Позднее, когда российские войска вступили в бой с боевиками, несколько заложников погибли. С 1996 г. по 2000 г. захват заложников в Чечне получил такое распространение, что мало кто из граждан западных стран отваживался приехать в этот регион. Даже сейчас многие СМИ не рискуют отправлять корреспондентов в Грозный - столицу республики, буквально стертую с лица земли российскими войсками. Так те, кто стремится привлечь весь мир на свою сторону, создали ситуацию, при которой их рассказов о реальных репрессиях никто не слышит.
Миру остается только с ужасом узнавать о событиях вроде захвата московского театра в 2002 г. (в результате штурма здания российскими войсками тогда погибло 160 человек), бессмысленных преступлениях, таких как взрыв двух самолетов на прошлой неделе, жертвами которого стали 89 человек, теракт в Москве во вторник вечером (10 погибших), или вчерашнее злодеяние.
Президент России г-н Путин проводит политику жесткой конфронтации с чеченскими террористами, которая, очевидно, не срабатывает. Но в условиях продолжающихся злодеяний он не может изменить курс. Те, кто удерживает в заложниках детей, должны получить по заслугам, но позднее, если какой-нибудь третьей стороне удастся договориться о мирной передышке, г-на Путина, возможно, удастся убедить пойти на урегулирование конфликта путем переговоров. Альтернатива этому выглядит чрезвычайно мрачно.