Судя по катастрофическому исходу драмы в североосетинском городке Беслан, за два года, прошедшие со времени кровавой катастрофы в московском театре на Дубровке, Кремль, к сожалению, ничему не научился.
Политически российский президент Путин это переживет. Но его репутации, как человека, который может обеспечить безопасность своему народу и еще в четверг обещал сделать все, чтобы спасти жизни заложников, нанесен огромный ущерб.
Негодование российского народа пока обращена против жестоких чеченцев, но критика провалившейся политики Кремля в отношение Чечни будет нарастать.
Россияне могли почти напрямую следить по телевизору за хаотическими событиями в Беслане. И кадры, показывающие полураздетых, окровавленных детей, которых увозили в частных машинах, потому что там почти не было карет скорой помощи, еще раз ясно показали, что власти были откровенно плохо подготовлены.
Утверждение, что они были застигнуты врасплох захватившими заложников лицами, которые неожиданно открыли стрельбу, не мешает констатировать, что, с учетом дальнейшего хода событий, становится ясно, что координация действий между вовлеченными в разрешение кризиса ФСБ, внутренними войсками и специальными антитеррористическими подразделениями была из рук вон плохая.
Через много часов после начала развязки трагедия еще не закончилась, потому что неизвестное число террористов смогло убежать из школы, разделиться на группы и спрятаться в едва насчитывающем 35 тысяч жителей городке.
"Небольшая группировка бандитов вновь обвела вокруг пальца самую большую армию в мире, - сказал сотрудник одной из московских служб безопасности, ранее работавший в КГБ. - В российской армии явно думали, что полностью владели ситуацией".
Из 129 человек, погибших от нервнопаралитического газа, примененного в московском театре на Дубровке, многие могли бы остаться в живых, если бы эта акция по их освобождению была лучше подготовлена.
Большинство из них погибли из-за того, что освобождавшие их военные не знали, как оказывать помощь при поражении этим газом. Врачей вначале тоже не информировали о том, какого рода газ был применен. Не говоря уже о том, что у них не было антидотов, чтобы ввести их жертвам применения газа.
В случае с трагедией в Беслане вновь следует ожидать увертки властей, ложь и полуправду относительно того, что точно произошло и каково число жертв.
Сразу после взятия террористами заложников в Беслане власти заявили, что в школе находились несколько сот детей, их родителей и учителей. В пятницу газета "Известия" сообщила, что число заложников было около полутора тысяч. Были ли названные властями цифры сознательной ложью, или же спецслужбы оказались не в состоянии верно определить число заложников? В обоих случаях вина лежит на Москве.
Трагедия в Беслане особенно болезненна для Путина, потому что несколько лет назад он объявил войну с терроризмом и безопасность российских граждан приоритетом своего президентства. За прошедшие годы в так называемые "силовые министерства" были направлены сотни миллионов долларов.
Здания региональных и районных отделений ФСБ отремонтированы или находятся в стадии ремонта. Многие сотрудники ФСБ разъезжают в дорогих БМВ и "Мерседесах" и строят себе дачи. Но каждый раз, когда им приходится сталкиваться с группировкой террористов, они терпят поражение.
Между тем Путин не хочет и слышать о политическом компромиссе с чеченскими сепаратистами. Одновременно он не может гарантировать безопасность россиян. Ни в Москве, ни на Кавказе, где границы прозрачны, как сито.
По словам очевидцев, с которыми я разговаривал в Беслане, в прошлую среду захватчики заложников смогли через деревню, в которой не было поста военных, за двадцать пять минут добраться из Чечни до школы в Беслане. Они пускали вперед захваченного в плен российского майора, который в случае обнаружения поста на дороге мог бы отдать приказ пропустить машину с террористами.
Это было бы смешно, если бы число жертв и горе не были такими огромными.