После трагических событий на Кавказе российская оппозиция обрушилась с критикой на стиль правления президента Владимира Путина.
В пятницу по государственному телеканалу ОРТ, показывавшего до этого лишь мрачные кадры с места событий, россияне наконец-то увидели своего президента. Путин, хранивший молчание в течение всей пятницы - дня кровавой развязки трагедии с заложниками, в субботу утром отправился в осетинский городок Беслан. Весь в черном, глава российского государства, который обычно после террористических актов предпочитал резкий тон, был заметно подавлен. Вот бывший офицер КГБ подбирает слова у постели пострадавших, после чего дает указания своей охране. Для народа это должно было означать: 'хозяин Кремля' держит все под контролем.
Они 'всего лишь исполнители приказов'
Однако трагедия с заложниками говорит об обратном, считают критики Путина, называющие российского президента 'авторитарным вождем без авторитета'. Во время трагических событий ни Путина, ни его министров, обычно любящих мучительно долго позировать перед телекамерами, не было не видно и не слышно. 'Тот факт, что перед общественностью выступил только лишь один, никому не известный местный генерал, говорит сам за себя', считает политолог Московского Центра Карнеги Андрей Рябов. По его словам, драма с заложниками показала, что авторитарная система Владимира Путина не в состоянии противостоять кризисам. 'Президент делает ставку не на ответственных политиков, а на простых исполнителей приказов, которые не в состоянии самостоятельно принимать решения', считает он
Официально президент заявил, что главный приоритет - это жизнь заложников. Однако никто из его окружения не был готов вести переговоры, которых требовали террористы. Многое свидетельствует о том, что за кулисами Кремль проводил свою излюбленную бескомпромиссную тактику.
Лишь один политик - бывший президент Ингушетии Руслан Аушев, которого Путин в свое время сменил на одного, более преданного бывшего сотрудника КГБ, - решился на переговоры с террористами. Аушеву удалось добиться освобождения 26 заложников.
Вернувшись с переговоров, бывший ингушский президент опроверг официальную ложь властей, по данным которых в здании школы находилось от 150 до 400 человек. По его словам, заложников было не меньше тысячи.
Государственное ТВ показывало художественные фильмы
По старой советской традиции власти старались скорее не информировать, а запутывать. Двое известных журналистов, предложивших себя в качестве переговорщиков, при странных обстоятельствах застряли по дороге в Беслан.
Если иностранные телеканалы в пятницу вечером транслировали весь ужас и хаос, творящиеся на месте событий, то российские каналы показывали достаточно скудные кадры. В то время как немецкое телевидение вело прямую трансляцию с места трагедии, первый канал развлекал своих зрителей художественными фильмами.
Согласно появившемуся затем сообщению, все заложники были эвакуированы, количество жертв составляло от двух до пяти человек.
Только после того, как оператор одного британского телеканала попал в спортзал и собственными увидел около ста трупов, власти признали, что жертв существенно больше. Однако их цифра называлась по ОРТ мимоходом, да и то в конце новостных выпусков.
Дырявое оцепление
О явном провале силовых служб по телевидению не было не сказано ни слова. Так как военным и милиции и на третий день после захвата заложников не удалось полностью блокировать территорию вокруг школы, туда проникло множество гражданских лиц с собственным, несомненно, нелегальным оружием, которые возомнили себя освободителями. Как потом с горечью заявлял представитель спецслужб, тем самым они существенно затруднили действия спецназа. Это было видно и по тем кадрам, которые были показаны по телевидению.
Вопросы под запретом
Хаос сыграл на руку террористам, многим из которых в неразберихе сначала удалось убежать. О провале спецслужб говорит и тот факт, что 30 до зубов вооруженным террористам, несмотря на предупреждения о высокой вероятности терактов в регионе, переодевшись строителями, еще до теракта удалось спрятать в школе оружие и боеприпасы. Открытым остается вопрос и о том, как террористам удалось добраться до Беслана, ведь все автомобили на дорогах Северного Кавказа проверяются едва ли не через каждые два километра. Однако за взятки военнослужащие и милиционеры, как правило, пропускают без досмотра.
Все эти критические вопросы остаются под запретом. Так, отвечая на вопрос своего нидерландского коллеги о том, как эта трагедия стала возможной, российский министр иностранных дел упрекнул его в кощунстве.
'Подлая логика'
Все, кто в эти дни в России критикует власть, сразу получает клеймо предателя Родины и подельника террористов. Это 'подлая логика', считают критики Кремля. Террористам и так никто не симпатизирует, говорит Рябов. 'После этого зверского убийства невинных детей уже больше не осталось тех, кто наивно считает, что это нормальные люди или тем более рыцари'. Но именно трагедия в Беслане указала на то, что нельзя закрывать глаза. Ведь только признавая и ликвидируя собственные ошибки, можно эффективно противостоять террористам.
Но пока все критические вопросы будут оставаться под запретом, никаких изменений к лучшему не будет, считают представители оппозиции. Самое страшное, что может случиться, это если будет сказано 'так держать', если опять никого из властьимущих не привлекут к ответственности, - считает политолог Андрей Рябов. 'До тех пор, пока все будет замыкаться на одном человеке - президенте, пока все остальные будут бояться брать на себя ответственность, следующая подобная катастрофа - это лишь вопрос времени', заявил он.
При этом по мнению кремлевских критиков, шансов на настоящие перемены не много. Владимир Путин, в 2000 году въехавший в Кремль на обещаниях, очевидно, видит, что его звезда начинает закатываться, считает либерал Ирина Хакамада. Быть может, в этом причина того, что в России, в отличие от Израиля, нет публичной дискуссии о безрезультатной пока борьбе с терроризмом, а есть только лишь патриотические лозунги.
Воинственные призывы по ТВ
Еще во время кровавой трагедии в Беслане по телевидению стали звучать воинственные призывы. Комментатор Михаил Леонтьев, чья программа 'Однако' своей наивно-неуклюжей пропагандой напоминает телевидение ГДР, настраивает зрителей первой программы на жесткие действия. Россия, по его словам, ведет войну с подонками. 'А на войне или побеждают или сдаются', заявил он.