Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сражаться с терроризмом - но осторожно

Борьба с терроризмом необходима для поддержания безопасности. Но Азия должна при этом сохранять осторожность, чтобы не усилить региональные нестабильность или разногласия или не подорвать процесс демократизации

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После нападений террористов 11 сентября 2001 года в США, но особенно после взрывов на Бали в октябре 2002 года много было сказано о той угрозе, которую терроризм представляет безопасности Азии. Тем более удивительно, что достигнуто столь мало согласия относительно размаха террористической угрозы или понимания некоторых из неприятных последствий войны с терроризмом.

Автор является заместителем директора Института оборонных и стратегических исследований Сингапура и автором книги "Век страха: сила против принципа в войне с террором".

После нападений террористов 11 сентября 2001 года в США, но особенно после взрывов на Бали в октябре 2002 года много было сказано о той угрозе, которую терроризм представляет безопасности Азии. Тем более удивительно, что достигнуто столь мало согласия относительно размаха террористической угрозы или понимания некоторых из неприятных последствий войны с терроризмом.

Согласно пересмотренным оценкам государственного департамента США, 37% от общего числа крупных терактов 2003 года - всего 190 - имели место в Азии. На Ближний Восток пришлось 20%. Однако эти цифры принимают во внимание лишь международные - а не местные - террористические группы. Учитывая оба типа терактов, Международный центр по вопросам политического насилия и исследований терроризма Сингапура оценивает общее число подобных инцидентов в азиатско-тихоокеанском регионе лишь в 2003 году как превышающее 400. Если это действительно так, то терроризм остается серьезной угрозой безопасности в Азии, несмотря на возглавленную Америкой войну с терроризмом, в которой Юго-Восточная Азия неизбежно становится "вторым фронтом", и несмотря на тот факт, что в настоящее время арестовано около 200 членов [действующей в ЮВА региональной террористической организации] "Джемаа исламия", которую называют главным источником транснационального терроризма в регионе. И тогда справедливо спросить: а что получила Азия от войны с терроризмом?

Утверждают, что антитеррористическая кампания оказала позитивное воздействие на Азию. Например, поглощенность антитеррором заставила администрацию Буша смягчить свою первоначально жесткую позицию в отношении Китая. Это, в свою очередь, улучшило отношения между ведущими державами, создав климат для лучшего управления региональными конфликтами - одним из результатов чего стала структура шестисторонних переговоров по ограничению ядерной опасности на Корейском полуострове. И на фоне операций против талибов в Афганистане развились лучшие отношения между США и Индией, что проложило дорогу к совместной работе Дели и Пакистана над диалогом по Кашмиру.

Но все это не означает ни того, что Азия не проявила осторожности в отношении американской кампании, ни того, что выгоды были абсолютными. Китай и Индия не согласились с оправданием США иракской войны как неотъемлемой части войны с терроризмом. Китай по-прежнему испытывает нелегкие чувства относительно возросшего военного присутствия США в Центральной Азии и принятого под давлением Японии законодательства о размещении ее вооруженных сил в АТР и регионе Индийского океана. Индия не отказалась от политики балансирования с Китаем. И хотя повторное размещение вооруженных сил США в Азии рассматривается независимо от войны с терроризмом, иракская война превратила его в императив, тем самым усилив стратегическую неуверенность в Азии.

Хотя, конечно, сражаться с терроризмом важно (и с этим никто не спорит), не менее важно отметить потенциальную возможность злоупотреблений. Во-первых, антитеррористическая кампания привела к новому оправданию законов о внутренней безопасности, которых многие опасаются. Как передало [малайзийское национальное] информационное агентство БЕРНАМА, министр юстиции Малайзии Раис Ятим так сослался на генерального прокурора США Джона Эшкрофта: "В контексте своего собственного "Пэтриот-экт" он подтвердил важность [малайзийского] закона о внутренней безопасности".

Ярлыки "террористов", приклеиваемые к местным сепаратистам, отвлекают внимание от коренных причин таких движений, кроющихся в пренебрежении и плохом управлении. Последовав американскому примеру в Ираке, индонезийские военные в 2003 году перестроили свои операции против мятежников в [провинции] Ачех в соответствии с собственной версией "шока и трепета" и "внедрения" журналистов для контроля за освещением со стороны СМИ. На Индонезию был также оказан международный нажим с тем, чтобы она приняла новое антитеррористическое законодательство, не соответствующее правозащитным аспектам [своей] новой конституции.

Затем военные действия, спровоцированные обвинениями сепаратистских элементов на юге Таиланда в связях с иностранными террористами, вызвали дальнейшее отчуждение.

Вдобавок война с терроризмом укрепила двустороннее сотрудничество в области безопасности между США и такими странами Азии, как Филиппины, Индия, Сингапур и Пакистан. Однако такие двусторонние антитеррористические меры, как обмен разведывательной информацией, не всегда приводят к большему доверию и прозрачности в региональных военных вопросах. Такие многосторонние организации, как Региональный форум АСЕАН и форум Азитско-тихоокеанского экономического сотрудничества использовались для того, чтобы отреагировать на терроризм ограниченным образом. Но, сосредоточившись на терроре, эти организации не должны забывать о своих первоначальных целях - созидании, превентивной дипломатии и свободной торговле - которые, в конечном счете, и являются ключом к региональной стабильности.

Борьба с терроризмом необходима для поддержания безопасности. Но Азия должна при этом сохранять осторожность, чтобы не усилить региональные нестабильность или разногласия или не подорвать процесс демократизации.