Ужас и горе. Какие еще чувства могли вызвать переданные из Беслана кадры полуголых окровавленных детей, бегущих от смерти, отчаявшихся родителей, сломленных невообразимой болью, безуспешно ищущих после кровавых событий в школе своих детей под саванами?
Когда начались похороны, хотя сотни людей еще не найдены, эксперты из Европы и Соединенных Штатов начали давать свои комментарии. Президент России Владимир Путин, говорят они, плохо справлялся с чеченским конфликтом. Ничто не оправдывает содеянного террористами. Они ясно дали это понять - а затем перешли к оправданию действий "отчаявшегося" чеченского народа. Чечня, в которой мусульмане составляют большинство, заслуживает независимости, говорили эти эксперты, а Москва отказывается ее предоставить, прибегая вместо этого к беспощадным репрессиям.
Возможно, все это правда, однако тут упускается один момент. Только на арабском Ближнем Востоке у отважного журналиста хватает смелости написать то, о чем многие на Западе боятся говорить. Одна из ведущих арабских газет вышла под заголовком: "Горькая правда: все террористы мира - мусульмане!" Это заявление является преувеличением, но при этом весьма небольшим. Террористы процветают в католической Колумбии, и даже в Соединенных Штатах есть свой Тимоти Маквей (Timothy McVeigh).
Однако практически во всем мире люди, живущие в ужасных условиях, не прибегают к терроризму для исправления ситуации. Подавляющее большинство самых известных террористов мира являются мусульманами, многие из них являются выходцами из арабских стран.
И причина заключается не в том, что Владимир Путин, Джордж Буш (George Bush) или Ариэль Шарон (Ariel Sharon) сделали что-то не так. Причина заключается в том, что мусульманские лидеры и мусульманское общество смирились с применением террористических методов - или по крайней мере недостаточно громко выступают против них. Посредством запутанных теологических оправданий очень многие теоретики уводят разговор дальше и дальше от реального врага, оправдывая джихадом практически любые действия.
Все началось в Израиле. Убийств солдат было недостаточно. Оправданными стали убийства гражданских, потом их детей. В конце концов, дети вырастают в солдат. Поэтому их нужно убить. Потом наступила очередь американцев. Некоторые мусульманские теологи недавно вновь подтвердили, что исламские законы позволяют убивать американцев во имя джихада. Затем идут все, кто работает на американцев, включая иракцев, пытающихся прокормить свои семьи. Затем наступил черед находящихся в Ираке непальских рабочих. Туристов в Бали. Неверных в Пакистане. Не набожных мусульман в Турции или в Алжире. Журналистов из любых стран. Кажется, какого представителя человеческого общества ни возьми, всегда найдется радикальный исламский богослов, готовый объяснить, каким образом Коран считает убийство законным элементом священной войны.
Некоторые представители мусульманского мира начинают говорить правду: джихад, говорят они, направлен на то, чтобы помочь вам и вашему народу; чтобы поднять уровень жизни в бедном Египте; чтобы предоставить народу Йемена доступ к образованию. Так почему джихад вдруг включил в себя право убивать мальчиков и девочек, предвкушающих свой первый учебный день? Почему?
Не становимся ли мы все, живущие на Западе, постепенно нечувствительными к терроризму? Не заставляет ли нас бесконечный поток взорванных автобусов, записанных на пленку смертных казней, падений самолетов на пригороды городов забыть о том, насколько это ужасно, когда один человек решает подвергнуть пыткам и убить другого человека, не причинившего ему никакого вреда?
Несомненно, проблемы чеченцев, палестинцев, иракцев, кашмирцев требуют скорейшего разрешения. Однако конфликты и связанные с ними политики (которые, допускается, могли совершать ошибки в их урегулировании), не заставляют террористов взрывать самолеты и убивать детей.
Подавляющее большинство мусульман считают действия террористов неприемлемыми. Одному исламскому теологу из Бахрейна массовое убийство в Беслане показалось настолько шокирующим, что он сказал, что оно, возможно, совершено Израилем. Даже президент Ирана осудил теракт в Беслане.
Однако слова тех, кто разрешает убийства во имя джихада, все еще слишком весомы. Если мусульмане начнут открыто кричать, что они не будут мириться с убийствами во имя религии, если они научат этому своих детей, если мусульманский мир признает, что не все то, что мусульмане делают, является виной кого-то другого - только тогда они смогут сделать так, чтобы их религия и их общество прекратили терять сострадание и гуманизм, перестали быть прибежищем для убийц-садистов. Мы, представители Запада, можем помочь им - и мы можем начать делать это, прекратив оправдывать террористов.