После распада Советского Союза в 1991 году мир смог, наконец, увидеть, что скрывалось за грозным фасадом. Состояние советских ядерных арсеналов перепугало многих. Эксперты утверждают, что почти не охранявшиеся, они были легко уязвимы для воровства, контрабанды и простого небрежения.
Насколько плохи были дела? В ходе расследования дела о похищении урана, пригодного для изготовления ядерного оружия, один военный прокурор отметил, что 'картошку и то лучше охраняли', чем ядерные материалы.
С окончанием холодной войны многие американцы, возможно, решили, что закончился и кошмар ядерного Армагеддона. В конце концов, большая часть ядерных вооружений в мире оказалась сосредоточенной в двух странах: США и России.
Но за последнее десятилетие ядерная угроза только стала давать метастазы. Теперь вместо одного врага с ядерным арсеналом перед США стоит угроза того, что ядерное оружие, материалы или технологии утекут из России в руки террористов или государств-изгоев.
В начале 1990-х, российская система была в хаосе. Тысячи ученых-ядерщиков потеряли работу и вполне могли предложить свои услуги тем, кто предложил бы самую высокую цену. Российские чиновники не вели учета за ядерными материалами страны, и многие опасались, что материалы и оборудование могут быть украдены и проданы на черном рынке. Некоторые объекты были лишь обнесены цепью и охранялись ночным сторожем.
За последние десять лет произошел ряд жутковатых инцидентов:
- согласно недавнему докладу Мэтью Банна (Matthew Bunn) и Энтони Уиэра (Anthony Wier) из Гарвардского Центра Бэлфера по науке и международным вопросам (Belfer Center for Science and International Affairs), российские официальные лица четырежды сообщали об интересе террористических организаций к российским ядерным боеголовкам в 2001-2002 гг. Названия террористических групп не были упомянуты.
- согласно докладу Департамента Энергетики США за 2001 г., российские власти арестовали четырех матросов с базы атомных подводных лодок на Камчатке, обнаружив у них драгоценные металлы и радиоактивные материалы, похищенные матросами с их подводной лодки.
- согласно докладу того же департамента, в 1998 г. неназванные лица были задержаны на объекте Министерства атомной энергии при попытке похитить расщепляющийся материал.
- в 2003 г. было установлено, что некий российский бизнесмен предлагал 750 000 долларов за краденый оружейный плутоний, который он намеревался передать неназванному зарубежному клиенту. К счастью, он имел дело всего лишь с мошенниками, которые обманули его.
Ядерная тема не всплывала в ходе последних террористических актов в России. Однако, как сообщает российская газета, вооруженные чеченские сепаратисты, захватившие московский театр в октябре 2002 г., поначалу рассматривали возможность нападения на центр ядерных исследований, где содержится достаточно обогащенного урана, чтобы создать десятки боезарядов. А связь между 'Аль-Каидой' и некоторыми группами чеченских террористов получает все большее подтверждение.
Итак, насколько незащищен сегодня российский атом?
Хорошая новость заключается в том, что уровень безопасности на самых уязвимых российских ядерных объектах был значительно повышен с тех пор, как в начале 1990-х гг. США начали прилагать к этому усилия. Системы вооружений деактивируются или разбираются, а тонны оружейного урана перерабатываются для использования в ядерных реакторах гражданского назначения, в том числе и в Соединенных Штатах. Россияне утверждают, что каждый год зарабатывают примерно 500 миллионов долларов на продаже ядерного топлива, взятого с разобранных боезарядов - и оно используется в американских реакторах. Примерно половина электричества, получаемого в США благодаря атомной энергетике, создается при помощи этого топлива.
Но то, как обстоит дело с охраной и уничтожением ядерных запасов, по-прежнему вызывает тревогу. Эксперты, посещающие эти объекты, говорят о сломанных детекторах вторжения, слабых системах сигнализации и 'культуре безопасности', которая позволяет руководителям пренебрегать системами безопасности, отмечается в докладе гарвардских исследователей. Они сообщают о сотрудниках служб безопасности, выключающих детекторы вторжения, когда им надоедают ложные тревоги, о всегда открытых для удобства турникетах и об охранниках, патрулирующих объекты с незаряженным оружием, чтобы избежать случайного выстрела.
За десять лет, охрана российских ядерных объектов не доведена и до половины должного уровня. В некоторых случаях, работа даже почти не начиналась.
Вопросом ядерной уязвимости России занимаются несколько департаментов в правительстве США в рамках ряда программ. Одной из наиболее эффективных является Программа совместного снижения угрозы, известная как программа Нанна-Лугара - за нее ратовали сенатор Дик Лугар (Dick Lugar, независимый республиканец) и бывший сенатор-демократ от штата Джорджия Сэм Нанн (Sam Nunn).
Как недавно сообщил Лугар, за прошедшие годы США помогли России в деактивации или уничтожении более 6 300 ядерных боеголовок, переподготовке и трудоустройстве 58 000 ядерщиков и выводу всего ядерного оружия из Белоруссии, Казахстана и Украины, бывших советских республик. Та же судьба постигла 537 советских межконтинентальных баллистических ракет, 27 атомных подводных лодок и 496 ракет подводного базирования.
Доклад достоин похвалы, но сделать еще нужно немало. Россия должна охранять каждый объект. Террористам достаточно проникнуть на один.
По данным исследования, проведенного недавно Центром Белфера, за два года, прошедшие после 11 сентября, темпы работ по обеспечению безопасности ядерных материалов снизились по сравнению с двумя последними годами перед этим терактом.
В прошлом году в рамках программы была обеспечена безопасность 35 тонн ядерных материалов. Однако, по данным авторов исследования, это составляет всего 6% от 600 тонн высокообогащенного урана и плутония (помимо ядерного оружия), находящегося, по оценкам, на территории бывшего СССР. Такими темпами, учитывая, что до сих пор в рамках программы удалось обеспечить безопасность только четверти имеющихся материалов, на завершение этой работы, по подсчетам авторов, понадобится еще 13 лет.
Работы по совершенствованию систем безопасности и сокращению ядерных арсеналов замедляются, а то и вовсе приостанавливаются, из-за опасений, связанных с доступом американцев на важные объекты, бюрократической волокиты с обеих сторон и споров об ответственности за возможные катастрофы, а также хитросплетения других проблем.
По сути, речь идет о взаимном недоверии, сохраняющемся со времен Холодной войны. США и Россия по-прежнему скрывают друг от друга данные о количестве имеющихся у них ядерных боеприпасов, а также плутония и высокообогащенного урана. Кроме того, как утверждает Банн, ни США, ни Россия не позволяют официальным представителям другой стороны лично присутствовать при демонтаже ядерных боеголовок.
В некоторых случаях секретность здесь оправдана - ведь речь идет о вопросах, связанных с национальной безопасностью. Но Америка имеет право знать наверняка, что она действительно получает от России то, за что платит. Многие из этих препирательств тянутся невероятно долго.
Так, по данным одного исследования, проведенного Гарвардским университетом, примерно половина оборудования для систем безопасности, переданного России четыре года назад для временной установки в хранилищах ядерных боеприпасов, до сих пор пылится на складах из-за разногласий относительно доступа на 'чувствительные' объекты.
Неспособность решить эти вопросы 'просто противоречит той актуальности, которую придает администрация проблеме нераспространения ядерного оружия', заявил в июне сенатор-республиканец от штата Нью-Мексико Пит Доменичи (Pete Domenici). Доменичи и другие считают, что Буш и президент России Владимир Путин могут и должны лично вмешаться, чтобы положить конец этой волоките. Они правы.
Расчистка 'завалов' в России требует политической воли от обоих президентов.
Ускорение работ по обеспечению безопасности имеет и финансовый аспект. В феврале прошлого года Буш призвал другие промышленно развитые страны активнее подключиться к усилиям по обеспечению безопасности ядерных материалов по всему миру. США планирует в течение ближайших 10 лет израсходовать на эти цели 10 миллиардов долларов, а семь других крупнейших в экономическом отношении держав пообещали выделить столько же.
Что касается США, то эта сумма ненамного превосходит ту, что в конце 1990х гг. затребовала администрация Клинтона. Другие же страны пока не внесли ни копейки из обещанного.
В январе 2001 г. рабочая группа во главе с бывшим сенатором Говардом Бейкером (Howard Baker) и бывшим советником Белого дома Ллойдом Катлером (Lloyd Cutler) предложила ускорить и расширить программу Нанна-Лугара и другие аналогичные меры, утроив общие расходы на эти цели и доведя их до 3 миллиардов долларов в год. Сделать это необходимо, ведь цена неудачи просто неизмерима.