10 сентября 2004 года. Ярость россиян в связи с убийством террористами невинных людей в Беслане все еще не угасла. Остальной мир застыл в неверии.
И вот теперь россияне ждут ответной реакции от президента Владимира Путина. Российские официальные лица заявили, что будут наносить упреждающие удары по террористам, где бы те ни скрывались. Россия предложила вознаграждение в 10 млн. долл. США за информацию, которая позволит захватить высших лидеров чеченских сепаратистов. Трагедия в Беслане еще может привести к международному сотрудничеству в войне с террором на более высоком уровне.
Все действия оправданы, все они приветствуются, все они необходимы.
Однако даже если все это будет сделано, если Россия сумеет оторвать змее голову, Россия все же останется с глубоко укоренившейся проблемой. России все так же придется иметь дело с народом Чечни.
Россия пытается силой заставить Чечню покориться. Она пытается дать этой земле некую полуавтономию. Все усилия принести ей мир и порядок провалились.
Представляется, что у России не осталось новых идей относительно того, как ей быть с Чечней.
Временами реакция России на движение чеченских сепаратистов напоминает советскую эпоху. Столица Грозный почти сравнена с землей в результате военных кампаний, которые развязали Путин и бывший президент Борис Ельцин. Город стал мертвой зоной, где осталось очень мало жилых домов, где нет работы, школ, электричества, телефонов и даже самых необходимых коммунальных служб.
Кампании репрессий против Чечни - уходящие корнями во времена Сталина - подпитываются собственной злобой и ведут к еще большей эскалации насилия. Систематическое разрушение Чечни оставило эту территорию опустошенной, ни на что не пригодной, кроме разве что в качестве рассадника местного и иностранного терроризма.
Ни к чему не привела и попытка поставить к власти в Чечне марионеточный режим. Глава одного такого режима был убит в мае бомбой террористов. Сейчас там новый президент, избранный на сомнительных выборах.
Путину нужно ответить сильными мерами против тех, кто повинен в ужасах Беслана. Он, однако, должен также реагировать на ситуацию в Чечне и на растущую враждебность к Москве в соседних мусульманских республиках, чтобы чеченский народ пришел к заключению, что не в его интересах укрывать у себя исламских фундаменталистских террористов.
России необходимо начать восстанавливать Грозный, создать экономику там, где ее не существует, и заманить обратно десятки тысяч чеченцев, которые бежали из города. Руины столицы Чечни символизируют неудачу российской политики.
У России не так много денег, но восстановление Грозного будет бесконечно дешевле продолжения войны и террористических нападений.
Независимость для Чечни не планируется. Республика не готова жить самостоятельно, а Россия не готова расстаться с частью нации. Террористы не достигнут там своих целей.
Однако восстановление столицы и доверия чеченского народа позволит достичь двух ключевых для России целей: вернуть доверие нового поколения лидеров и сократить опасность терроризма для остальной территории страны. Это будет длительный и трудный процесс, но он того стоит.