Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Спутанные корни жестокости

Нападения исламских радикалов подливают масла в огонь конфликта между Россией и чеченцами

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Леденящий душу захват и его трагический исход привлекли внимание всего мира, пусть не надолго, к ситуации на южных границах России, в регионе хронической межнациональной напряженности и неудовлетворенных националистических амбиций. А российские власти пообещали нанести ответный удар. Они назначили вознаграждение в 10 миллионов долларов за головы двух людей, которых посчитали организаторами нападения. Власти также дали обещание отслеживать их сторонников и последователей по всему миру. Такой гнев понятен: драма с заложниками - это последний из цепи кровавых террористических актов, сотрясающих Россию в последние два года и унесших жизни почти тысячи россиян, причем половину - за прошедший месяц. Целями нападений террористов были авиалайнеры, электрички, станции метро, правительственные здания, больница, рок-концерт и московский театр.

Для жителей Беслана это было время похорон собственных детей. Когда в землю опускали маленькие детские гробы вперемешку с более крупными, в которых хоронили старших братьев и сестер или родителей, горе и гнев бесланцев казались безграничными. Они пришли в школу в радостный день первого сентября, когда начинается учебный год. Сегодня этот южный российский город с населением в 30 тысяч человек переживает душераздирающие последствия самого страшного теракта в истории России: захвата террористами средней школы #1 города Беслана, в ходе которого по меньшей мере 368 человек погибли, а сотни других получили ранения от взрывов и стрельбы.

Леденящий душу захват и его трагический исход привлекли внимание всего мира, пусть не надолго, к ситуации на южных границах России, в регионе хронической межнациональной напряженности и неудовлетворенных националистических амбиций. А российские власти пообещали нанести ответный удар. Они назначили вознаграждение в 10 миллионов долларов за головы двух людей, которых посчитали организаторами нападения. Власти также дали обещание отслеживать их сторонников и последователей по всему миру. Такой гнев понятен: драма с заложниками - это последний из цепи кровавых террористических актов, сотрясающих Россию в последние два года и унесших жизни почти тысячи россиян, причем половину - за прошедший месяц. Целями нападений террористов были авиалайнеры, электрички, станции метро, правительственные здания, больница, рок-концерт и московский театр.

Российские официальные лица обвиняют в совершении всех этих терактов террористов из Чечни, удаленной от центра республики с мусульманским населением, известной своим непрекращающимся и упорным движением за независимость, жестокостью ответной реакции России и растущим влиянием в ней исламских радикалов из-за рубежа, которые нашли здесь поле битвы для джихада, а также вдохновение для своих глобальных устремлений.

Чеченцы - это независимый народ, рожденный на скалистых склонах Кавказских гор, которые рассекают республику. Они на протяжении двух веков вели борьбу за автономию. После распада Советского Союза чеченцы попытались отделиться. Но Москва опасалась, что независимость одного миллиона чеченцев вызовет цепную реакцию сепаратизма по всей стране.

Последовали две войны и десятилетний конфликт, который привлек лишь поверхностный интерес Запада. Только после нападения 'Аль-Каиды' 11 сентября Вашингтон более пристально начал приглядываться ко всем игрокам, стоявшим за террористическими актами. Это привело к страстным дебатам между американскими политиками, многие из которых убеждены, что и за терактами 11 сентября, и за конфликтом в Чечне стоят одни и те же силы.

Русские называют религиозных боевиков, действующих в мусульманских республиках России, ваххабитами, используя название последователей ислама Саудовской Аравии. По словам Алекса Алексиева, специалиста по терроризму из Центра политики безопасности, ваххабиты начали появляться еще в 1987 году, за несколько лет до распада Советского Союза.

В своих глобальных усилиях по распространению фундаментализма саудовского образца религиозные организации Саудовской Аравии начали направлять денежные средства и миссионеров в мечети и медресе мусульманских республик СССР. В 80-е годы помощь Саудовской Аравии концентрировалась в Афганистане, где Усама бен Ладен и другие экстремисты помогали финансировать 'священную войну' против советских войск. Когда война там закончилась, 'солдаты джихада' обратили взоры на другие конфликты, в которых, по их мнению, страдали мусульмане: в Кашмире, Боснии и, после российского вторжения 1994 года, в Чечне. Говорит Анатоль Ливен (Anatol Lieven) автор книги 'Chechnya: Tombstone of Russian Power' (Чечня: надгробный камень российской мощи): 'В Чечню приехали сотни боевиков. Но более важным, чем приход боевиков, оказался приток денег'.

На обнищавший регион хлынул многомиллионный долларовый ливень. Деньги шли не только на мечети, но и на вооружение. По словам исследователей, среди главных спонсоров был фонд 'Аль-Харамаин', базирующийся в Эр-Рияде. Он действовал через свои представительства в Азербайджане и Дагестане, а также в Соединенных Штатах. На прошлой неделе руководители Казначейства США официально внесли в черный список американское отделение 'Аль-Харамаин', расположенное в Орегоне, за связи с 'Аль-Каидой' и перевод денежных средств в Чечню. По материалам судебных заседаний, другая организация под названием 'Benevolence International' (Международная Благотворительность), расположенная в пригороде Чикаго, направила чеченским боевикам сотни тысяч долларов.

Оружие и деньги. Деньги возымели драматический успех. 'Исламисты внезапно стали очень влиятельными, поскольку только у них были деньги', - говорит Алексиев. Иностранными 'бойцами за веру' руководил араб Ибн-аль-Хаттаб, ветеран войны в Афганистане и помощник бин Ладена. Не являясь формально членом 'Аль-Каиды', Хаттаб, тем не менее, разделял взгляды Усамы бен Ладена на всемирный джихад. Опытный командир, Хаттаб быстро сумел завоевать уважение у чеченских боевиков.

Однако чеченцы, которые являются последователями умеренной формы суфийского ислама, не соответствовали строгим нормам ваххабитов. Но к концу первой чеченской войны 1996 года воины джихада стали влиятельной силой. Шамиль Басаев, главный полевой командир чеченских боевиков, вступил в альянс с Хаттабом, отрастил длинную бороду и начал произносить исламские фразы. Его боевики надели на головы зеленые повязки с надписью 'Аллах акбар' (Аллах велик). Руководители Чечни из города Грозного даже попытались ввести в республике законы шариата. 'Не думаю, что основная масса чеченцев серьезно отнеслась ко всему этому, - говорит Алексиев, - однако влияние было несомненным'.

Воюя в разрушенной Чечне, где российские войска уничтожили десятки тысяч мирных жителей и превратили города в руины, Басаев и Хаттаб создали лагеря подготовки вблизи горной границы с Грузией. К ним пришли сотни боевиков. Большое количество боевиков направилось в лагеря талибов и 'Аль-Каиды' в Афганистане. Чечня по-прежнему привлекала иностранных 'бойцов за веру'. Например, Чечня стала первым пунктом, куда в 1999 году прибыл основной из захватчиков самолетов 11 сентября Мохаммед Атта и трое других террористов на пути в США. Эта группа прошла первоначальную подготовку в Афганистане, где ее членов отобрали для совершения теракта.

К 1999 году иностранные боевики подчинили себе значительную часть чеченского националистического движения, инспирировав вторую войну с Москвой после нападения на соседний Дагестан. С того времени интенсивность боевых действий сошла на нет, а боевики просочились в южные горы. Но многолетняя борьба оставила свой черный след - сегодня сторонники джихада в своей борьбе используют смертников и другие средства террора. Во главе у них остается Басаев, которого Москва обвиняет в организации кровавого убийства школьников в Беслане. По словам одного из американских аналитиков из разведслужб, Басаев страдает склонностью к антиобщественным поступкам и манией величия.

Москву больше всего беспокоит то, что новые нападения спровоцируют расширение регионального конфликта. Это заставляет ее относиться ко всем чеченским сепаратистам как к потенциальным террористам. Один захваченный террорист, которого на прошлой неделе показали по российскому телевидению, заявил, что бесланский теракт, осуществленный в Северной Осетии, где большая часть населения христиане, имел целью 'развязать войну на всем Кавказе'. Во время захвата школы некоторых посредников, пытавшихся разговаривать с террористами на чеченском языке, те не понимали, что вызвало в российской прессе слухи об участии в теракте боевиков из соседних регионов.

Американские руководители антитеррориcтических подразделений обеспокоены также действиями террористов за рубежом. Арабские ветераны чеченского конфликта имели отношение к взрывам в Стамбуле и Эр-Рияде, а также к взрыву на борту американского военного корабля 'Коул' у берегов Йемена. В Разведывательном бюллетене за 2002 год ФБР предупреждало, что лидеры 'Аль-Каиды' рассматривали возможность использования светлокожих чеченцев для нападений против США, в том числе, для захвата коммерческого авиалайнера.

Еще один повод для беспокойства: как выяснили корреспонденты 'US News', на протяжении всего затянувшегося конфликта Агентство Национальной Безопасности не располагало ни одним специалистом со знанием чеченского языка. Это сделало перевод перехватов электронной почты практически невозможным. Чеченский язык редкий и сложный; почти все, говорящие на нем, живут на Кавказе. В настоящее время АНБ занимается обучением группы переводчиков с чеченского. 'Чеченский - это как язык какого-то редкого индейского племени', - говорит источник из разведслужбы.

По оценкам американского руководства, сегодня численность чеченских боевиков не превышает 3 000 человек. Возможно, она меньше. Иностранные боевики все реже появляются в Чечне. 'Большинство арабских борцов за веру считает чеченскую борьбу проигранной, - говорит американский аналитик из разведки, - они переметнулись теперь в Ирак'.