Словно одной трагедии ему было мало, после серии терактов президент России Владимир Путин приступил к рецентрализации политической власти в Москве.
Трудно сказать, действительно ли ветеран КГБ считает, что для борьбы с терроризмом в стране ему нужно сосредоточить все полномочия в своих руках, или он счел теракты подходящим поводом, чтобы ускорить постепенную и методичную консолидацию личной власти. Какими бы мотивами ни руководствовался их президент, россияне должны оказать сопротивление его действиям. Демократия в их стране еще слишком слаба, и она может погибнуть, столкнувшись с лидером, стремящимся к неограниченной, самодержавной власти.
По России прокатилась ужасная волна террора. Были взорваны два пассажирских самолета, бомба возле станции московского метро, совершено самое гнусное из преступлений - захват школы в Беслане, в результате которого погибли сотни детей и взрослых. Главными подозреваемыми в организации этой страшной оргии являются террористы, выступающие за независимость Чечни.
Американцам, привыкшим к демократии и открытости властей, вероятно, трудно представить, насколько хрупка демократия в России, чьи граждане получили этот дар совсем недавно.
Вспомните: когда в США произошли теракты 11 сентября, СМИ без конца задавали вопрос - как подобная трагедия могла произойти? Независимая комиссия детально проанализировала, что правительство сделало не так в области безопасности, и как эти ошибки можно исправить.
Реакция российских властей на бойню в Беслане была диаметрально противоположной. Поначалу государственные телеканалы передавали лишь отрывочные сообщения о трагедии в обычных выпусках новостей. Когда же они перешли к полномасштабному освещению событий, немалая часть сообщаемой информации оказалась либо ошибочной, либо намеренно вводила в заблуждение.
В этом нет ничего удивительного - в последние годы Путин установил контроль над российскими СМИ. Россияне, которых интересовало, что происходит на самом деле, узнали бы куда больше из передач CNN или ВВС.
В понедельник Путин предложил изменить процедуру выборов части депутатов Думы и предоставить ему полномочия назначать региональных губернаторов, которые сегодня избираются прямым голосованием. Эти меры не помогут в борьбе с терроризмом, но помогут присвоить себе власть, принадлежащую народу. Они позволят укрепить его контроль над законодателями - и без того весьма прочный. Путин словно пытается продемонстрировать всему миру, что Россия, столкнувшись с кризисом, непременно должна проявить прежние советские рефлексы.
Предложенные меры должен одобрить российский парламент. Скоро станет ясно, хватит ли у российского народа, еще только "пробующего голос" в условиях демократии, смелости сказать "нет". Требовать от россиян такой смелости трудно, ведь сейчас они напуганы и лихорадочно ищут способ защититься от террора.
Если Кремль захлопнет ставни и запрет все двери, Россия так и не сможет понять, что именно делается неправильно в ее структурах безопасности. Заполнив парламент "аппаратчиками 21 века", она не решит чеченскую проблему.
Россия должна защитить себя - и свою только что обретенную хрупкую свободу.